По новому порядку, указанные корабли и суда смогут заходить в принадлежащие России внутренние морские воды Северного морского пути, только получив заранее по дипломатическим каналам специальное разрешение. Для иностранных военных кораблей и государственных судов, идущих с некоммерческими целями, такой документ надо будет получить не позднее 90 дней до даты прохода. Аналогичный временной задел предусмотрен для прохода кораблей и судов с ядерными энергетическими установками.
Заход иностранных военных кораблей и судов в акватории Севморпути должен будет проходить строго по установленному маршруту и с соблюдением иных параметров и условий. Включая условие об обязательной лоцманской проводке (управление судами там, где для безопасности требуется хорошее знание особенностей местности).
Иностранные подводные лодки должны будут следовать по российским внутренним водам Севморпути только в надводном положении и под флагом своего государства.
Стоит отметить, что разрешение понадобится кораблям и судам, которые хотят использовать Севморпуть исключительно для прохода. То есть когда они не планируют заходить в морские порты, военно-морские базы или пункты базирования военных кораблей.
При этом во внутренние воды Севморпути будет дозволено зайти только одному военному или государственному судну. Для большего количества потребуется уже специальное решение правительства Российской Федерации. Также всем заходящим иностранным кораблям и судам предписано соблюдать безопасность судоходства, охрану окружающей среды, безопасность подводных кабелей и трубопроводов, а также водных биоресурсов.
Законопроект также дополнен положениями, которые позволят приостанавливать проход кораблей и судов путем передачи навигационных предупреждений. Новый закон позволит министерству обороны и ФСБ в целях безопасности приостанавливать заход иностранных судов во внутренние воды в акватории Севморпути на определенный срок.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что "изменение глобального климата, ведущее к таянию льдов, неизбежно влечет за собой не только рост объемов морских перевозок транзитных грузов между Европой и Азией по трассам Севморпути, но и активизацию в Арктической зоне военно-морской деятельности различных государств".
По данным "РГ", на законопроект уже получено заключение Минюста России и Государственно-правового управления президента РФ. Документ согласован с ФСБ, МИД, Минтрансом и Росатомом.
Недавно законопроект был одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Сейчас он готовится к внесению в Госдуму. Официальным представителем правительства РФ во время рассмотрения проекта закона в обеих палатах парламента назначен замминистра обороны Николай Панков.
Согласно действующему законодательству, иностранные суда, военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через Севморпуть, поскольку обладают суверенным иммунитетом.
Северный морской путь протяженностью более 5556 километров, соединяющий Баренцево море и Берингов пролив, является наиболее коротким путем между Европой и Азией, а также самым коротким морским маршрутом между Дальним Востоком и европейской частью России. В мае сообщалось, что правительство РФ к 1 августа должно утвердить план развития Севморпути до 2035 года. Такое поручение дал президент России Владимир Путин. В документе отобразят прогнозируемый объем грузопотока по годам с указанием инвестпроектов, реализация которых поможет его достичь.
Также в плане учтут количество и номенклатуру судов ледокольного флота с учетом необходимости его обновления и пополнения. Отдельно в поручениях выделены мероприятия, направленные на создание арктической спутниковой группировки, чтобы обеспечить суда метеорологическими и навигационными данными.