26.07.2022 23:18
    Поделиться

    Отказ шахматного чемпиона Магнуса Карлсена играть за корону с Яном Непомнящим ничего общего с политикой не имеет

    Какая же это неожиданность, если даже во время матча 2021 года с Яном за корону и сразу после победы чемпион явно на это намекал. Впрочем, еще до сынишки такое предположение вбросил в Дубае в интервью с нами, корреспондентами "Российской газеты", отец и духовный наставник чемпиона Хенрик Карлсен.
    Раздумья Карлсена в итоге завершились отказом от шахматной короны.
    Раздумья Карлсена в итоге завершились отказом от шахматной короны. / Getty Images

    Да, слышать было удивительно. Тогда это все же казалось пробным шаром. Добровольно отказаться от звания, за которым охотятся миллионы, не меньше, страждущих. Призреть крупные призовые. Заведомо лишиться выгодных контрактов.

    Все это папаша Хенрик объяснил нам довольно доходчиво, оставалось только согласиться - или не согласиться - с логикой мышления. Карлсен 1990 года рождения является чемпионом мира аж с 2013-го. Он не устал от побед, не пресытился титулами. Скорее, они стали для него привычными, страшно сказать - обыденными. Все возможные претенденты знакомы и повержены. Особых чувств новые достижения не вызывают.

    Хорошо бы сыграть с молодыми шахматистами. И, может, совсем не случайно всплыло тут имя персидского юниора Алирезы Фируджа, в 13 лет ставшего чемпионом страны. В 2018-м на нашем турнире "Аэрофлот Опен" выполнил норматив гроссмейстера. Все шло по накатанной, он превратился в национальную гордость не избалованного шахматными успехами Ирана. Но темноволосый улыбающийся очкарик, выглядевший в 19 еще помоложе, оказался настоящим бунтарем. В конце 2019-го Алиреза отказался играть под родным зелено-бело-красным флагом. Гроссмейстеры в поисках лучшей жизни нередко меняют гражданство, чему уже перестали удивляться. Но вот тут, если уж кому-нибудь так хочется политики, причина как раз в ней. В Иране с властями спорить не принято. Но Фируджа из-за запрета играть с израильтянами не побоялся перевернуть всю свою жизнь. Сначала выступал под флагом ФИДЕ, а в 2021-м - играет за Францию.

    Не увиделась ли Карлсену в иранце родственная душа? Мятущаяся, ищущая, в чем-то непредсказуемая? К тому же рейтинг Фируджи был высок, он набирал в игре и, возможно, норвежец сделал ставку как раз на юного перса. Увидел интересную фигуру именно в нем. И ошибся. Гений на турнире претендентов провалился.

    Что оставалось Магнусу Карлсену? Он уже заранее фактически выбрал соперника, а тот его здорово подвел. Отказаться от своих слов? Играть с нашим Непомнящим? Почему бы и нет? Ян доказал: он лучший из претендентов. Отступать Магнусу было куда, но не захотелось терять престиж, изменять слову.

    Теперь, и слава богу, Яну Непомнящему играть с китайцем Дин Лижэнем, занявшим второе место в турнире претендентов. Все не вроде бы, а точно по уставу ФИДЕ. Но разве нельзя было предусмотреть заранее подобного неприятного развития шахматных событий? Не подготовить, как готовят не только гроссмейстеры, но и кандидаты в мастера, второго варианта своего вероятного хода. Если о возможном, подчеркиваю - возможном, развитии событий знали и мы, журналисты, то где были руководители мировых шахмат? Ведь жаль терять великого чемпиона. При всех его странностях или, если помягче, неординарности в принятии решений. Может, из-за этой самобытности он и сохраняет корону девять лет.

    Великие мира сего имеют право на собственные мнения, которые другим кажутся чудачествами. Именно гениальным чудаком был американец Бобби Фишер. Находясь в ранге чемпиона, он выдвинул перед матчем 1975 года с нашим Анатолием Карповым список требований из 14 пунктов, 12 из которых были выполнены, а два - практически нереализуемы. Карпов заслуженно стал чемпионом. А Фишер чудил до конца жизни. В Будапеште в своей скромной квартирке один из старейших гроссмейстером мира Андрэ Лилиенталь и его жена показывали мне узкую, жесткую, короткую кушетку. На ней любил спать Бобби: они играли с Лилиенталем бесконечные блицы, разбирали партии. И, чтобы не тратить времени на дорогу в отель и обратно, самый капризный из капризнейших чемпионов мира предпочитал коротать ночь на неудобной кушетке, подложив под голову шахматную доску и накрыв ее подушкой.

    Но это лирика. А не лирика - совсем иное. Безобразное отстранение от турнира претендентов Сергея Карякина. Человек честно поддержал свою страну и был тут же дисквалифицирован ФИДЕ. Той самой, чей лозунг "Gens Una Sumus" - "Мы - одна семья". Но зачем же было лишать права оставаться членом семьи российского гроссмейстера, единственного из претендентов, едва не одолевшего Магнуса Карлсена в мачте 2018 года? И почему решение вынес такой не слишком высокий орган, как комиссия по этике и дисциплине ФИДЕ, приписав Карякину нарушение статьи 2.2.20? Но она и близко не имеет никакого отношения к дисквалификации: "Статья 2.2.10 Кодекса этики гласит: "(...) Дисциплинарные меры в соответствии с настоящим Кодексом этики будут приниматься в случаях, когда игра в шахматы, FIDE или ее Федерации предстает в неоправданно неблагоприятном свете и тем самым наносит ущерб их репутации".

    Ничего себе нравы царят в этой семейке. И это при том, что организацию возглавляет представитель России. Очень обидно.

    Но чувство обиды заглушает в какой-то степени иное. На прошлой неделе во Дворце спорта Ирины Винер-Усмановой проходил "Moscow Open 2022". И впервые, зайдя в новое, невиданно современное спортивное сооружение, был я поражен. Шахматы всюду. Огромные фигуры и обыкновенные доски, столики... И сотни, сотни людей, в шахматы играющие. Целые просторные этажи, заполненные игроками. Да, сражались гроссмейстеры, сильнейшим из которых, кстати, стал Сергей Карякин.

    Но не это грело. Больше всего - детей. От крох, уверенно двигавших фигуры, и пап и мам, за них переживающих, до юных, молодых шахматистов, мечтающих все о том же. О короне, которая должна стать нашей.

    Неужели возвращаются времена 1970-1980-х, когда шахматы были у нас любимы, популярны, массовы? И действительно ли удалось наконец отвлечь ребят-девчат от бесполезных компьютерных стрелялок? Или это только хорошо организованный и несколько дней продолжавшийся шахматный прорыв? А может, всплеск интереса вызван некой скандальностью, в игру ворвавшейся и привлекшей внимание?

    Трудно сказать. Знаю твердо одно. В мудрых шахматах все веками и традициями взаимосвязано. Появились на шахматной сцене и не исчезли с нее Ян Непомнящий, Сергей Карякин, а за ними тянутся другие. Пока лишь осваивающие Е-2 - Е-4. И еще. У ФИДЕ свой лозунг. А у нас собственный и давний: "Мы своих не бросаем". Давайте ему и следовать.

    Поделиться