Газоны и клумбы, огородные сотки и даже вымощенный плиткой подъезд к дому - все это в жаркие дни белгородцы начинают поливать. Вечером в частном секторе окрестных поселков полив - это ритуал. Некоторые владельцы усадеб еще на этапе ландшафтного озеленения озаботились системами автоматического полива, поэтому после дневного зноя на ярко-зеленый газон здесь льются тонкие струи воды.
Нехватка воды стала причиной шквала жалоб в объединенную структуру регионального водоканала. Его представители на тематическом брифинге поспешили подчеркнуть: белгородцы пользуются ценным ресурсом не по-хозяйски. На земельные участки льется вода, которую не только подняли из глубин, но и очистили, вложили колоссальные средства в ее доставку до конкретного дома.
- Пока один сосед поливает свои насаждения, второму недостаточно воды, так как он находится выше по рельефу, и интенсивный разбор ресурса происходит до него, - отмечает замфиндиректора по сбыту Белгородского водоканала Сергей Данилов. - Есть масса способов этого избежать, к примеру, поливать через промежуточные емкости, когда не требуется большого забора воды одновременно. Однако граждане к этому не прибегают и не пользуются этими рекомендациями.
Это, по словам представителя водоканала, и есть главная причина нехватки воды в знойные дни. Однако есть и другие. Представители водоканала констатируют: треть белгородцев не имеет приборов учета, а значит, что получают в квитанциях сумму, предусмотренную нормативной базой. За полив - отдельная графа. Некоторые жители региона, особенно в сельской местности, спешат оспорить начисления: ведь часть их не пользуется огородом полностью.
Сергей Данилов отмечает, что норматив может казаться высоким, но фактический расход воды у тех, кто не пользуется счетчиками, зачастую оказывается еще выше.
- Стоимость услуги, которую мы предоставляем, связана не столько с ценой самой воды, сколько с ее транспортировкой, - отмечает Сергей Данилов. Он напоминает о колоссальных вложениях регионального бюджета в инфраструктуру водоканала, а также о том, что этими средствами нельзя финансировать саму работу предприятия. - Уровень неплатежей достаточно высок: 274 миллиона рублей составляет долг только от населения. Ежемесячная недоплата приводит к финансовым затруднениям.
Названная сумма долга может меняться. Все дело в том, что в водоканале побуждают пользователей ценного ресурса передавать показания приборов учета ежемесячно. Если этого не происходит в течение квартала, начисления на воду, несмотря на установленный счетчик, производятся по нормативу. Сергей Данилов отмечает, что водой в это время могут и не пользоваться и, чтобы не платить по начислению, нужно вызвать контролера, который это подтвердит. Начисления после этого будут вновь идти по счетчику, а долг аннулируется.
Проблемы с расходом воды возникают в том числе и в жилых многоэтажных массивах. Первый заместитель гендиректора Белгородского водоканала Сергей Ивенков отмечает, что предусмотренных мощностей водозаборов должно хватать и при максимальной потребности в воде. Однако зачастую этого не происходит в том числе из-за сложностей с сетями.
- Приведу такой пример: застройщик вводит 32 многоквартирных дома и просчитывает трубу всего на 30 кубов. Мы возражаем. Ведь этого не хватит, - рассказывает Сергей Ивенков. - Застройщик уйдет, а водоканал окажется один на один с эти вопросом и с людьми, которым не хватает воды.
Поэтому теперь застройщики заключают договор технадзора с водоканалом, иначе сети попросту не будут приниматься после окончания строительства. Но и после этого сложностей с потреблением воды хватает. Сергей Ивенков рассказывает, что сейчас все чаще в водоканал обращаются управляющие компании. Жильцы многоэтажек, которые заботятся об озеленении дворов, просят о возможности поливать клумбы под окнами и справедливо распределять плату за это. Зачастую в подвале делают еще один кран, перед ним устанавливают счетчик, а уже платит за это либо группа инициативных собственников, либо весь дом.
- Эти моменты решаются на общедомовом собрании, - отмечает Ивенков. - Ведь иначе платить за полив придется либо кому-то одному, либо мы будем вынуждены наложить штраф за несанкционированное потребление. Такие случаи тоже есть, когда вода льется мимо счетчика.
Ухищрений, благодаря которым водой для полива пользуются в обход приборов учета, по словам экспертов, масса. Случается, контролер открывает кран в доме, вода идет из него потоком, но счетчик при этом остается неподвижным. Стоит открыть другой кран - колесико прибора закрутится. На откровенное мошенничество составляют соответствующие акты. Но пресловутый полив огородов и клумб - не мошенничество, а проявление бесхозяйственности.
Эксперты признают: альтернативы воде из водопровода в регионе не существует. Сергей Ивенков отмечает: в России еще с давних времен нормы предусматривают очищение и подготовку воды до той степени очистки, когда ее можно использовать в пищу.
- У нас в стране жесткие требования к питьевой воде, подобные есть только в Гонконге. И то, как мы знаем, что своей воды там нет, ее покупают, - добавил Сергей Ивенков. - Можно, конечно, добывать воду для полива, не очищать ее настолько, однако тогда встает вопрос ее транспортировки и, соответственно, цены.
Сергей Ивенков напомнил опыт Ярославской области, где для полива воду подвозят в специальных емкостях по железной дороге. Будет ли на это спрос на Белгородчине? Вопрос риторический.
...И пока в водоканале поливающих огороды белгородцев называют бесхозяйственными, они настраивают шланги: впереди жара. А какой хозяин оставит огород без полива?