Если идти вдоль улицы, долго искать их дом не придется - фасад этого здания украшен театральными масками. И, разумеется, они здесь неспроста - левое крыло дома строилось специально для тружеников Большого театра. Так что в квартире Щедрина с Плисецкой легко сходились звезды, кипела яркая жизнь, рождались шедевры и… было, конечно, место простому житейскому счастью.
Музей-квартира Майи Плисецкой теперь - еще один филиал Театрального музея им. Бахрушина. Мемориальную ценность передал музею сам хозяин - Родион Щедрин. Причем совсем недавно, в феврале этого года. Теперь же - новое музейное пространство торжественно открыли в присутствии министра культуры РФ Ольги Любимовой, и оно готово встречать гостей.
Первое впечатление - это и не музей вовсе, а живая квартира. Словно хозяева на минуту вышли и вот-вот вернутся. Сотрудники Бахрушинского объясняют просто: в квартире практически ничего не переставляли, не добавляли - все вещи остались на своих местах, интерьеры - нетронутыми. Старались максимально сохранить атмосферу. На комоде в прихожей - мишка в красном свитере. Мягкую игрушку Майя Михайловна купила по пути из Петербурга в Москву в "Сапсане", самолично посадила на это самое место.
- Она вообще любила делать такие незамысловатые покупки, - рассказывает научный сотрудник музея Анастасия Лебедева. - К сожалению, это было последнее посещение Майей Плисецкой Москвы. Тогда как раз она договаривалась с Большим театром о праздновании своего 90-летия - но в мае 2015 года, увы, ее не стало. Так что мишка этот - простенький и страшно дорогой: он помнит тепло ее рук, он видел великих и хлебосольных хозяев квартиры.
Из прихожей попадаем в гостиную. Здесь надо всем - старинный образ "Утоли моя печали", принадлежавший семье Родиона Щедрина (дед композитора был православным священником), а по углам - встроенные шкафы-витрины со множеством подарков и памятных штучек. В одном шкафу целая коллекция фигурок лебедей - конечно же, напоминающих о самой эталонной роли балерины, Одетты-Одиллии в "Лебедином озере". Только на сцене Большого она исполнила эту партию более 800 раз. А можно ведь вспомнить и ее неповторимого "Умирающего лебедя"…
Много ли роскоши в квартире? К излишествам и всяческим "мещанским радостям" Плисецкая с Щедриным, по воспоминаниям, были всегда равнодушны - вся обстановка только подтверждает это. Все просто, но со вкусом - это главное. А вот что касается вкуса - не зря за балериной тянулся шлейф: икона стиля. Тем любопытнее - заглянем в ее гардеробную: здесь первыми встречают два платья любимого кутюрье Плисецкой - Пьера Кардена. Он обожал ее всю жизнь - и шил ей не только наряды для торжеств, но и костюмы для театральных постановок. К "Анне Карениной" - помните гипнотический фильм-балет на музыку Щедрина?! - сразу десять платьев! Одно из них - из темно-зеленого газа с сиреневыми цветами - вот оно, тут, в витрине. Крой уникальный: Карден сумел сохранить стиль толстовской эпохи - и в то же время не сковывать движения балерины.
Карден не одинок - Плисецкая была кумиром многих знаменитых кутюрье, и все они оставались искренними друзьями. Откроешь дверцу гардероба - сразу же костюм сложно-розового оттенка: его специально для балета "Гибель розы" создал Ив-Сен Лоран. "Одеваться красиво Плисецкая любила всегда, - рассказывает Анастасия Лебедева. - Не всегда балерина была "выездной", и тут выручала спекулянтка Клара, которая закупалась у жен дипломатов и продавала все втридорога. Чтобы заработать на "кларины сокровища", как уверяла мировая знаменитость, ей случалось даже подрабатывать выступлениями в неведомых домах культуры с полуразрушенными полами на сцене. Зато для окружающих Майя Михайловна всегда была ослепительной модницей".
В комнате Родиона Константиновича - его концертный фрак, партитура оперы "Мертвые души". О любимых композиторах напоминают бюст Баха и маска Бетховена. Здесь же трогательные, милые, забавные фото - и всюду любимая жена и муза композитора. Он все свои балеты посвящал только ей. Плисецкая так и писала: "Муж продлил мою карьеру не менее, чем на 25 лет".
Вот и спальня. Что здесь? Фото Лили Брик, у которой когда-то и состоялось их судьбоносное знакомство. Еще напоминанием о детстве - кукольный фарфоровый сервиз Плисецкой.
И фото Щедрина с удочкой тут совершенно не случайно. Когда-то отец, первый учитель музыки, говорил Родиону: "Вот сыграешь - и возьму тебя на Оку на рыбалку".
Кухня, кстати, довольно небольшая. Здесь, на этой кухне, Майя Плисецкая, по воспоминаниям, "с курочкой в зубах" репетировала па к своей знаменитой Кармен. За этим столом любила раскладывать пасьянсы, играть с Катей (больше, чем домработница - родной человек) в дурака и записывать за ней ее "перлы". Здесь бывали Лиля Брик с Василием Катаняном - от них со времен юности у Щедрина осталось: первым делом гостя накормить. У Щедрина с Плисецкой четырнадцать раз встречали вместе Новый год их лучший друг, поэт Андрей Вознесенский с женой Зоей Богуславской. Сюда заглядывал не раз Мстислав Ростропович. Бывали многие. Даже голливудская звезда Грегори Пек… Эпохе в этом доме было уютно и тепло. Теперь и мы - хотя бы прикоснемся.
Ольга Любимова, министр культуры РФ
- Для нас большая радость принимать от Родиона Константиновича Щедрина квартиру как дар отечественной культуре. Музей-квартира станет двенадцатым филиалом ведущего Театрального музея нашей страны. В дальнейшем мы сохраним трепетное отношение к этому удивительному месту. Квартира, несомненно, станет общественным достоянием и центром притяжения для всех ценителей творчества Майи Михайловны - человека удивительной жизненной энергии. Она громко заявила о себе на ведущих мировых площадках, убедительно воплотив на сцене невероятно сложные партии. Для жителей и гостей столицы открывается возможность посмотреть, как жила величайшая балерина XX века.
Валерий Гергиев, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра, народный артист РФ
- Открытие этого музея-квартиры - огромное и радостное событие, с какой-то ноткой грусти для меня. Я всегда, общаясь с Майей Михайловной, думал, что она проживет как минимум сто лет и ее вечно юное и окрыленное состояние души будет вести ее далеко в будущее. Так мне казалось еще каких-то десять лет назад...
Мы очень часто виделись и в этом доме, и у меня в Петербурге - побывали в семи или восьми странах мира вместе. Но сейчас - мы в Москве, в своей стране России, которой Майя Михайловна отдала жизнь, ее гений освещал и освящал сцену Большого театра - это незабываемые спектакли, визуальные образы, полеты в космос, если хотите.
Мы постараемся все вместе продолжать работу над тем, чтобы этот музей стал одним из самых привлекательных в Москве, обязательной страничкой в жизни каждого любителя балета, ценителя русского и мирового искусства.
Я лично очень рад и только чуть-чуть грущу - я был бы счастлив, если бы мы были сейчас все вместе - с Майей Михайловной и Родионом Константиновичем!
Кристина Трубинова, гендиректор Бахрушинского музея:
- Почти 10 тысяч предметов из архивов семьи Щедрина и Плисецкой пополнили фондовую коллекцию музея. Хранители обнаружили в гардеробе, в сундуке, авторскую литографию Марка Шагала с его подписью, которая стала жемчужиной нашего собрания. Особо ценные предметы музея-квартиры - работы Фернана Леже, Анатолия Зверева, Артура Фонвизина, Владимира Шахмейстера и других выдающихся художников… Для нас крайне важно, что Родион Константинович поддержал и одобрил все наши идеи - мы согласовали все витрины, которыми дополнен интерьер, расположение всех экспонатов.
Борис Мессерер, театральный художник, двоюродный брат Майи Плисецкой:
- Я часто бывал у Майи. Мы ведь не только родственники, но и друзья, вместе делали "Кармен-сюиту", я всегда с большой любовью относился к Родиону Константиновичу. Сегодня эта квартира смотрится довольно скромно, но в то время была пределом мечтаний. Я помню, как после спектаклей абсолютно все там было заставлено цветами, а Майя всегда очень переживала, что они вянут, и у нас зародилась традиция - я приходил, даже если она еще спала, и рисовал для нее эти цветы. Потом не раз писал ее портреты. Она уходила в гардеробную, примеряла костюмы и позировала со страстью - даже если она не танцевала, все равно считала своим долгом служить искусству. Для меня открытие Музея-квартиры - очень важное событие. Такие места связывают нас с гением, дают ощущение близости - в данном случае, с Майей Плисецкой.
Кстати
В квартире Плисецкой-Щедрина в большом почете были книги. В книжном шкафу - любимые писатели, и самый-самый Лесков, которого Майя Михайловна могла цитировать почти наизусть. Книги всегда читала внимательно, все сноски, все пояснения…