26.07.2022 12:27
Поделиться

Как в Татарстане поддерживают рентабельность фермерских хозяйств

Российская империя до 1917 года с полным правом могла бы называться страной фермеров, если бы тогда существовал такой термин. В советской деревне победили колхозы и совхозы, что было следствием не столько экономической эффективности, сколько политической целесообразности.

В современной России конкуренция между фермерами и агрохолдингами полностью или почти полностью перешла в сферу экономики. Сегодня уже можно поставить вопрос именно так: кто производит больше, лучше и эффективнее с точки зрения рентабельности.

Цифры оптимистические

Малые сельские производители Татарстана сегодня дают половину валового сельхозпродукта. В пересчете на рубли, по данным президента Ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Татарстана (АККОР) Камияра Байтемирова, фермерские хозяйства и крестьянские подворья в 2021 году произвели продукции на сумму чуть более 23 миллиарда рублей.

- Рентабельность фермерских хозяйств находится на наивысшем уровне. Мы потребляем около 20 процентов бюджета республики, а производим 51,3 процента сельхозпродукта Татарстана, - говорит он. - В 2020 и 2021 годах уровень рентабельности по животноводству у фермеров составил 27 процентов, а в целом по республике - около пяти процентов. Если же взять весь объем сельхозпроизводства, то наша рентабельность 16 процентов при пятипроцентном среднем уровне по республике.

Татарстан - регион с хорошими условиями для ведения сельского хозяйства. Для сравнения возьмем цифры по Якутии - не самого благоприятного с этой точки зрения региона. По информации президента Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов Республики Саха (Якутия) Александра Артемьева, в 2021 году доля действующих КФХ и ИП в объеме сельхозпроизводства находится на уровне 26 процентов, когда в среднем по России - 15 процентов. По итогам года ими произведено сельхозпродукции на 7,45 миллиарда рублей.

Цифры пессимистические

Однако государственная статистика показывает, что при двукратном (в пересчете на одно хозяйство) росте площадей, обрабатываемых фермерами, общее количество КФК и ИП сокращается. Из чего можно сделать вывод, что на селе категорически не хватает рабочих рук. Возможно, при современных технологиях фактор численности населения не столь критичен, но проблема в том, что из деревни уезжает экономически активное население.

- За последние 20 лет из сельской местности Татарстана выехало более 101 тысячи человек, - говорит Камияр Байтемиров. - Если учесть, что средняя численность населения района республики составляет 25 тысяч человек, то можно сказать: четыре района республики полностью обезлюдели.

И это происходит в республике, где многие села имеют централизованное водоснабжение, высокий уровень проникновения мобильной связи и интернета. В республике с почти стопроцентной газификацией сел и разветвленной сетью муниципальных дорог.

По официальным данным, убыль сельского населения за пять лет (с 2016 года) превысила миллион человек.

Давиды и голиафы

Если рабочие руки - проблема общая и для фермеров, и для агрохолдингов, то в вопросах расширения наделов, реализации продукции, обслуживания техники и даже получения кредитов их возможности явно неравны. Особенно в регионах развитого земледелия, где каждый гектар на счету.

Для расширения хозяйства фермер должен приобретать землю в собственность или аренду на аукционах. По словам председателя совета АККОР Ставропольского края Василия Лопатина, позиция КФК в конкуренции с агрохолдингами за землю изначально слабая.

- Холдинги богаты, и у них больше возможностей выигрывать участки. Раньше был закон, позволявший получать участки вне конкурса. Эту статью упразднили, все теперь продается на общих основаниях, и, естественно, мы проигрываем, - сетует он.

При реализации продукции картина аналогичная: чем больше партия, тем выгоднее выглядит предложение по продаже. Такая же проблема с кредитами: чем меньше организация, тем сложнее получить необходимое количество денег.

Проблемы с обновлением технического парка есть у тех и у других. Отчасти - из-за прекращения импортных поставок, а отчасти - от нехватки денег на покупку. Впрочем, в предыдущие годы агрохолдинги и малые хозяйства активно наращивали техническую мощь, и можно надеяться, что некоторое время острого дефицита удастся избежать.

Вторая нефть

Сельское хозяйство по природе своей очень затратно по количеству и качеству вложенного труда, требует существенных вложений в закупку семян, ядохимикатов, удобрений - без них нельзя рассчитывать на хороший урожай. Продажа его должна гарантированно покрыть все расходы и обеспечить прибыль.

- Тенденция такова, что цена на нашу продукцию снижается, а на все остальное повышается. Не всегда рост обусловлен объективными обстоятельствами. Ядохимикаты, действительно, импортные, но удобрения-то российские. При двукратном росте цен на удобрения стоимость нашей продукции упала на 16 процентов, - констатирует Василий Лопатин из Ставропольского края.

Экономическая роль агропрома заключается не только в обеспечении продовольственной безопасности страны. И даже не в экспортных доходах, хотя и они довольно велики. Сельское хозяйство - отрасль, производящая сырье, а значит дающая работу целым секторам экономики.

- Если в сельское хозяйство вкладывается один рубль, то он дает в конце года 90 копеек, рубль же, вложенный в переработку, дает пять рублей. А в торговлю - от 5 до 15 рублей. В пересчете на рабочие места можно сказать, что одно место в производстве сельхозпродукции дает девять рабочих мест в переработке и реализации, - говорит Камияр Байтемиров, президент АККОР Татарстана.

Эксперт не разделяет при этом сельхозпроизводителей по форме собственности. Уже ясно, что и крупные агрохолдинги, и фермерские крестьянские подворья способны внести существенный вклад в экономику России. .