- Жунус Аманжолович, как на ваш взгляд отразится на качестве юридического образования планируемый отказ от Болонской системы?
Жунус Джакупов: Уверен, что принятые в этой сфере решения окажут только позитивное влияние на качество высшего образования. Здесь вопрос скорее стоит в плоскости организации учебного процесса и его содержания. И четырехлетний цикл бакалавриата с двухлетним циклом магистратуры, и пятилетний цикл специалитета по-своему привлекательны для абитуриентов. Есть возможность выбора исходя из понимания запроса поступающих, кем они себя видят в будущем, какую юридическую специальность выберут после окончания или продолжат свою карьеру на научном поприще. Представители Ассоциации сейчас активно участвуют в обсуждениях, связанных с формированием новой модели юридического образования. Имеются конкретные предложения, которые в скором времени будут обсуждены руководством АЮР и представлены в Минобрнауки России как консолидированное мнение юридического сообщества страны.
- Работа Ассоциации юристов России по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области юриспруденции ведется на профессиональной основе уже достаточно давно. Каковы ее итоги?
Жунус Джакупов: С 2009 года Ассоциация юристов России начала работу по общественной аккредитации образовательных организаций, а с 2015 года полностью перешла на модель профессионально-общественной аккредитации образовательных программ вузов. Для этого был учрежден Экспертный центр Ассоциации юристов России по оценке качества и квалификаций в области юриспруденции. За период 2017 - 2021 г. Комиссией Ассоциации юристов России по юридическому образованию, которую возглавляет сопредседатель АЮР С.В. Степашин, были аккредитованы 408 образовательных программ 93 образовательных организаций. Не все программы аккредитовываются, бывают отказы и отложения в рассмотрении до устранения недостатков и замечаний.
- Как проходит аккредитационная экспертиза?
Жунус Джакупов: Аккредитационная экспертиза проводится комиссией в составе трех экспертов. В настоящее время проверка осуществляется в двух форматах: выездная и дистанционная. Часто используется формат совещания посредством видеоконференцсвязи как до выезда Экспертной комиссии с целью оказания методической помощи в подготовке образовательной организации к процедуре, так и во время самой экспертизы. Проводимые онлайн встречи и интервьюирование представителей администрации образовательной организации, обучающихся, выпускников и работодателей позволяют оценить в том числе уровень взаимодействия образовательной организации с ведущими работодателями региона, их включенность в образовательный процесс и последующее трудоустройство. Качество проводимой экспертизы тоже значительно выросло.
- Что является результатом проведенной экспертизы и какова его дальнейшая судьба?
Жунус Джакупов: По результатам проведенной аккредитационной экспертизы формируется заключение, в котором отражаются выводы и рекомендации по каждой образовательной программе. В случае утверждения Комиссией АЮР по юридическому образованию экспертного заключения образовательной организации выдается Сертификат о прохождении профессионально-общественной аккредитации на каждую образовательную программу. Данные об аккредитованных программах вузов направляются нами в Минобрнауки России, в Рособрнадзор и Росаккредагентство, публикуются в "Российской газете" и других СМИ.
- По результатам экспертизы в заключении отражаются еще и рекомендации. Что будет, если образовательная организация не выполнит данные рекомендации?
Жунус Джакупов: В соответствии с решением Комиссии по юридическому образованию и поручением председателя Комиссии С.В. Степашина в течение года после проведения аккредитационной экспертизы Ассоциация проводит мониторинг исполнения рекомендаций и в случае, если образовательная организация их не выполнила, Комиссия может отозвать выданное свидетельство об аккредитации.
- Для чего нужна профессионально-общественная аккредитация, в чем ее принципиальное отличие от государственной?
Жунус Джакупов: Результаты работы Ассоциации юристов России в данном направлении показали профессиональный подход, реальную, а не формальную работу, которая напрямую оказывает влияние на развитие юридического образования. Мы отмечаем повышение уровня научно-педагогического состава образовательных организаций, качество знаний выпускников. Наличие такой оценки профессионального сообщества ориентирует абитуриентов на поступление в первую очередь в конкретные вузы. Отмечаем также активную работу в вузах по оказанию бесплатной юридической помощи.
- Как результаты аккредитации влияют на решение вопроса о прохождении образовательной организацией государственной аккредитации?
Жунус Джакупов: 14 января 2022 года Правительством утверждено новое Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, нормы которого предусматривают обязанность члена экспертной группы изучить и проанализировать сведения о результатах профессионально-общественной аккредитации. Если ранее эти данные просто учитывались и имели рекомендательный характер, то теперь роль результатов проводимой профессионально-общественной аккредитации и независимой оценки качества приобрели иное значение. Высокий уровень проведения аккредитационных экспертиз, отмеченный Рособрнадзором, свидетельствует об объективности и беспристрастности юридического сообщества в оценке уровня подготовки выпускников образовательных программ в области юриспруденции. Можно уверенно сказать, что Ассоциация юристов России прочно себя зарекомендовала в данном направлении. Мы видим степень оказанного доверия со стороны государства и в том, что с 2020 года Ассоциация юристов России входит в число экспертных организаций Рособрнадзора.
- Насколько объективную картину качества юридического образования дает профессионально-общественная аккредитация?
Жунус Джакупов: В настоящее время оценка, проводимая профессиональным юридическим сообществом в лице АЮР, стала объективным индикатором качества юридического образования в стране. Процедура аккредитации постоянно совершенствуется, она прозрачна, понятна и объективна. Количество аккредитованных образовательных программ растет, многие программы уже прошли аккредитацию повторно. Повышается качество образовательного процесса в целом и, соответственно, качество знаний и компетенций выпускников, которые становятся более конкурентоспособными на рынке труда. Свидетельство о профессионально-общественной аккредитации - это своего рода "Знак качества", рекомендация профессионального юридического сообщества России.