Почему российское кино снова стали смотреть

Голливудские фильмы ушли из российских кинотеатров, и интерес к российскому кино резко повысился. Закрутились дискуссии на темы, каким будет отечественное кино, чего от него хотят и что смотреть, заговорили и зрители, и те, кто отвечает за производство новых фильмов и сериалов.
Герой Андрея Миронова в знаменитом фильме "Человек с бульвара Капуцинов" показал, какое влияние может оказывать кино.
Герой Андрея Миронова в знаменитом фильме "Человек с бульвара Капуцинов" показал, какое влияние может оказывать кино. / Мосфильм

Предлагаем наиболее яркие высказывания о российском кино. Часть из них прозвучала на Российской креативной неделе в ходе дискуссии "Что будет с контентом завтра?", а также на кинофоруме CSTB. "РГ" выступила стратегическим партнером и соорганизатором на этих мероприятиях.

Мы сами освоим свой рынок

Сергей Новиков, начальник Управления президента РФ по общественным проектам:

"Берем кино: давайте добьемся, чтобы наши компании-мейджоры, которые в Фонде кино имеют приоритет по получению государственного финансирования, сняли такое количество фильмов, которое полностью загрузит нашу кинопрокатную сеть в условиях, когда коллеги с Запада добровольно ее очищают. Это не произойдет завтра, но может произойти через 2-3 года. Это не исключает того, что так называемые иные кинопроизводители, независимые, тоже могут нарастить свои мускулы, пользуясь этой возможностью, потому что все для этого есть: ресурсы, финансирование, кинопрокатная сеть ждет.

Зритель все равно хочет идти в кино. Если у нас будет продукт соответствующего качества, мы получим качественно другую ситуацию в кинематографе. У нас все-таки рынок немаленький. Не случайно же к нам все западные крупнейшие производители приходили. С точки зрения кино у нас был пятый мировой рынок, это значимая доля мирового рынка, привлекательная и интересная. Давайте ее сами освоим".

Китайцы абы что не купят

Роман Курцын, актер, продюсер:

"Русское кино стало возрождаться. Как продюсер я занимаюсь продвижением отечественных картин на рынок Китая и в ближайшее время планирую вывести туда четыре фильма. Китайцы, например, сейчас стали намного чаще покупать русские фильмы и сериалы, особенно военно-патриотические. У них во время пандемии был большой просад с точки зрения кинопроизводства, поэтому сейчас они массово скупают наш контент. Жаль, что они не очень понимают российские комедии. Русский юмор - это все-таки русский юмор. Поэтому тяжело заходить на их рынок только с комедиями. Им хочется больше экшена".

Не забывать про светлый финал

Игорь Мишин, генеральный директор онлайн-кинотеатра Kion:

"Мы давно заметили, что большинство дебютантов занимаются драмами. Драма - это зонтичное определение, она вмещает в себя множество направлений. Драма - это еще всегда кино со смыслом, а смысл заключается в финале картины. И Kion не рассматривает кино, в финале которого безысходность, где зрителю не оставляют надежды. Если тяжело, то должен быть просвет впереди. Снимайте про то, что знаете, что чувствуете, и не забывайте о том, что в какую бы тяжелую ситуацию вы ни поместили героя, обязательно надо оставить ему надежду на хорошее, путь к светлому финалу".

Популярно российское

Дмитрий Колесов, независимый эксперт:

"Почти половина времени, которое средний зритель у нас тратит в день на просмотр платного ТВ, приходится на каналы с кино и сериалами. Больше трети времени (37,5%), которое он тратит на каналы с кино и сериалами, приходится на каналы, показывающие российское кино. Плюс среди московских зрителей наиболее популярен именно российский контент, а не зарубежный".

Зарубежное кино не победит на локальных рынках

Александр Цыпкин, писатель и сценарист:

"Российское кино - это экономический феномен. Потому что в кино билет на российский и на зарубежный фильм стоит одинаково, при этом себестоимость иностранного кино сильно выше. Никогда зарубежному кино ни на каком рынке не победить. Нашим зрителям больше хочется смотреть на своих героев, нам интересно кино о людях со своим менталитетом, культурой, традицией и ценностями".

Переход от количества в качество

Александр Акопов, продюсер:

"В стране производится сериалов 8 тыс. часов в год. 250 названий. Это не считая телефильмов и мини-сериалов, где еще 240 названий. Мы в Ассоциации продюсеров подсчитали. Российской индустрии необходим переход от количества в качество.

317 заявок на создание дебютных фильмов было подано на субсидии министерства культуры в этом году. В 2021 г. - 224. К защите проектов допустили 52 дебюта

Нам нужны продюсеры и режиссеры, которые не страдают болезнью, которую я называю "Netflix головного мозга". Нам нужны специалисты, которые умеют и хотят работать с массовой аудиторией".

Хочется, чтобы стало меньше пренебрежительного отношения

Катерина Шпица, актриса:

"Мне бы хотелось, чтобы и кинематографисты, и зрители провели совместную работу, чтобы искренне стали удивляться положительной статистике российского кино. Хочется, чтобы у нас была национальная идея, построенная на большом уважении к нашей русской культуре. За нами великие художники, писатели, композиторы, хочется, чтобы зритель повернулся к русскому кино и насытил его своей энергией. Чтобы стало меньше пренебрежительного отношения".

Кстати

На какие российские фильмы советуют пойти наши эксперты

Пять фильмов от Катерины Шпицы

"Подарок с характером"

"Экипаж"

"Пятница"

"Метро"

"Завтрак у папы"

10 фильмов от Романа Курцына

"Я худею"

"Все или ничего"

"Семь ужинов"

"Бабушка легкого поведения 2. Престарелые мстители"

"Успех"

"Любовь и монстры"

"Гуляй, Вася!"

"Гуляй, Вася! Свидание на Бали"

"Самый Новый год!"

"(НЕ)идеальный мужчина"

Выбор "РГ": 10 фильмов

"Межсезонье"

"Многоэтажка"

"Нелегал"

"Молодой человек"

"Ника"

"Хронос"

"Казнь"

"Непослушник"

"Продукты 24"

"Брат во всем"

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Mediascope
Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Mediascope