27.07.2022 21:48
    Поделиться

    Крещение Руси: был ли князь Владимир святым и что принес его выбор веры

    28 июля в России отмечают День Крещения Руси - в 2022 году дата некруглая, 1034-летие. А еще 28 июля день памяти святого равноапостольного князя Владимира, яркая фигура которого уже не одно столетье будоражит мир. Вот и журнал Time в статье, посвященной тысячелетию Крещения Руси, саркастически перечисляя грехи князя Владимира, язвил - и такого злодея русские считают святым! Что касается "проекта Крещения Руси", то его авторы статьи называли коварным ходом претенциозного завоевателя, вознамеревшегося затмить Византию.
    Сергей Пятаков/ РИА Новости

    К тому, кем был князь Владимир Святославович, святым или грешником, мы еще вернемся, тем более, что ни жития, ни летописи тут ничего не умалчивают и не приукрашивают. Начнем с того, чем же был выбор веры Владимиром: точным расчетом дальновидного амбициозного политика, замыслившего создать государство, способное соперничать с Византией, или все же Божьим касанием?

    Для непредвзятого исследователя загадки здесь нет: гениальность, пусть и в сфере политики, все равно имеет иррациональную природу, это то, что называют даром предвидения, озарением свыше, феноменальной интуицией - термин выбирай любой, суть неизменна. А то, что выбор христианства - ход гениальный, ход, который привел к возникновению не просто нового государства, новой культуры, новой цивилизации, не поспоришь.

    Как сказал академик С. С. Аверинцев, "на глазах у изумленной Европы вдруг возникает из варварской страны на краю света держава с мировой культурой, мировой религией. И это сразу было ознаменовано расцветом древнерусской цивилизации". Распространение грамотности, появление летописания, развитие архитектуры, литературы, искусства.

    Киевская Русь начинает чеканить свою золотую монету, входит в общеевропейское культурное пространство. И все на протяжении жизни нескольких поколений! А международный авторитет!

    Один пример: если Владимир добывал себе в жены византийскую царевну Анну силой оружия, то с его потомками мечтали породниться все европейские правители. Дочь Владимира стала королевой Польши, сын женился на дочери короля Швеции, три внучки - королевы Венгрии, Норвегии, Франции.

    Сравнивая через тысячелетие исходные данные и результаты выбора, сделанного Владимиром, можно констатировать: без вектора под названием "чудо" в этом грандиозном развитии не обошлось, что, впрочем, и расчет не отменяет. Просто чудо здесь, как масло на бутерброде, размазано - на десятилетия, века, поэтому, скрываясь за повседневным, оно не столь явно.

    Так что никакой загадки в том, кем был Владимир - умным, прагматичным, удачливым политиком или человеком, действующим по наитию свыше, нет.

    Гораздо интересней разобраться, как грешник мог стать святым. И помогут нам в этом жития и летописи, подробно расписывающие, насколько святой князь Владимир первую часть своей жизни был не свят. Они честно рассказывают и о женах князя, и о сотнях наложниц (на взгляд современного человека - былинное преувеличение). Повествуют и о том, как князь заманил в Киев старшего брата Ярополка и дал его убить.

    Не оправдывая Владимира, уточним: Ярополк в свое время пошел войной на среднего брата Олега, в результате чего Олег погиб - братоубийства были вполне в духе правителей того времени. Припоминают Владимиру и кровавую историю с полоцкой княжной Рогнедой. Владимир к ней посватался, она оскорбительно - мол, куда лезешь, сын рабыни! - ему отказала. Владимир с войском взял Полоцк, Рогнеду обесчестил на глазах у ее родителей, которых потом убил, ну, а на Рогнеде, как и хотел, женился. Есть еще рассказ про христианина Феодора и его сына Иоанна, принесенных в жертву Перуну в честь какой-то победы, - тут, правда, подсуетились жрецы, князь просто не препятствовал.

    Перечисляя грехи Владимира, которые мы знаем лучше своих, стоит сказать, что с началом братской междоусобицы юный князь прятался у варягов, а варяги не самые лучшие воспитатели таких добродетелей, как смирение, милосердие. Там один закон: "Либо я, либо меня". Одно право - право сильного.

    Мы не знаем точно, когда именно князь прозрел, увидел свои поступки глазами Бога. Зато можно достоверно утверждать, что это прозрение было искренним, настолько глубинные изменения произошли в его характере и жизни. Очевидно и то, что крещению Владимира предшествовал его личный поиск Бога. При этом князь сначала нашел Бога для себя и только потом предложил свою веру народу.

    Как же происходило крещение святого? Конец 80-х годов X века. Византийская империя на краю катастрофы. Поражение в войне с болгарами (986 г.) и мятеж, поднятый Вардой Фокой, объявившим себя императором, вынуждают двух соправителей империи Василия II и Константина VIII обратиться к князю Владимиру за помощью. Киевский князь берется помочь, но взамен требует от императоров руки их сестры Анны.

    Притязание для правителей империи унизительное, но они вынуждены согласиться - при условии крещения киевского язычника. Владимир к тому времени, считают историки, с выбором веры уже определился и в 988 г. предположительно под Киевом принял крещение с новым именем Василий.

    Шеститысячный корпус князя Владимира прибывает в Константинополь и в пух и прах разбивает мятежников. Однако императоры выполнять обещание не спешат. Тогда разгневанный князь выдвигает войско на Корсунь и захватывает город. Византийцы от греха подальше отдают Анну в жены.

    У А. К. Толстого есть дивная поэма "Песнь о походе Владимира на Корсунь", дивная, потому что чуткость поэта позволила Алексею Константиновичу уловить нечто крайне важное в характере князя. В скобках стоит заметить: Толстой не знал, что к приезду в Херсонес Владимир был уже крещен, - в этом историки утвердились позже, но сути это не меняет.

    Вот монах (мних) христианин убеждает язычника Владимира в истинности христианства:

    "Добро, - сказал князь, когда выслушал он

    Улики царьградского мниха, -

    Тобою, отец, я теперь убежден,

    Виновен, что мужем был стольких я жен,

    Что жил и беспутно, и лихо.

    Что богом мне был то Перун, то Велес,

    Что силою взял я Рогнеду,

    Досель надо мною, знать, тешился бес,

    Но мрак ты рассеял, и я в Херсонес

    Креститься, в раскаянье, еду!"

    А вот с каким юмором описаны чувства греков по приезду князя!

    "Увидели греки в заливе суда,

    У стен уж дружина толпится,

    Пошли толковать и туда и сюда:

    "Настала, как есть, христианам беда,

    Приехал Владимир креститься!"

    Смотрите, здесь не только воинственный характер Владимира, привыкшего все решать силой! Здесь шире - здесь решимость! Искренняя, горячая готовность отринуть от себя "зверя" и принять Бога, именно это стало тем рычагом, который позволил совершиться такому невероятному перевороту на 180 градусов: от грешника к святому.

    Благодать, даруемая во время Таинства Крещения, воздействует на всех. Но от человека зависит, насколько он сумеет этот дар принять и распрощаться с греховным в себе. Насколько глубинно (по слову митрополита Антония Сурожского) он откроет себя Богу.

    Как сообщает летописец, услышав евангельские слова: "Блаженны милостивые, ибо помилованы будут", крестившийся Владимир "повелел всякому нищему приходить на двор княжеский и брать все, что необходимо". Устроив так, князь понимает, что немощным и больным до его двора не добраться, и для таких он велит снаряжать телеги со всем необходимым.

    Прочитав в "Деяниях Апостолов" о том, что у первых христиан было общее имущество, князь раскрывает народу свои кладовые. Узнав о заповеди "не убий", пытается отменить смертную казнь. "Боюсь греха", - отвечает Владимир на вопрос, почему не казнит разбойников… Буквальное и чистое восприятие христианства, скажут потом об этом богословы.

    "Надежда и утешение для каждого из нас - грешного, слабого, порой порывистого в вере, непостоянного в добре, - когда мы видим, что такой же, как мы, человек смог открыть Бога и так глубинно, так потрясающе измениться во всем", - писал митрополит Антоний Сурожский.

    Поделиться