В документ включены в основном суда, затонувшие на Дальнем Востоке. Также есть объекты, покоящиеся на дне акваторий в Астраханской, Ленинградской и Мурманской областях. Среди затонувших судов буксиры, эсминцы, торпедные катера, останки зверобойных шхун и другие виды водного транспорта. Всего 226 единиц.
Сейчас подъем затонувшего имущества регламентируют Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ) и Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ). Согласно КВВТ, владельцы затонувших судов обязаны утилизировать объекты в срок, установленный администрацией, если они затрудняют судоходство или вредят экологии. Если же судно на морском дне не угрожает безопасности и не препятствует работе водного транспорта, его нужно поднять в течение одного года, поясняет "РГ" Наталия Скрябина, член Ассоциации юристов России.
При этом, согласно КТМ, владелец должен убрать объект в течение трех месяцев, если он угрожает безопасному мореплаванию; если препятствует рыболовству - в течение шести месяцев.
Вопрос об удалении из акваторий затонувших судов в августе 2020 года поднял премьер-министр Михаил Мишустин в ходе поездки в Магадан. В этом году стартовал проект "Генеральная уборка", рассчитанный на очистку акваторий. Весной этого года приступили к работам по подъему и утилизации судов в Хабаровском, Камчатском и Приморском краях, уже поднято и утилизировано 21 судно, отмечала ранее вице-премьер Виктория Абрамченко.
В 2021 году Россия присоединилась к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года, которая призвана обеспечивать безопасное судоходство и защиту окружающей среды. Конвенция определяет права и обязанности судовладельцев в отношении затонувшего имущества.