27.07.2022 11:17
    Поделиться

    В Воронеже выставили 53 работы советских авангардистов

    Шедевры довоенной живописи и графики из собраний Воронежского и Тульского художественных музеев объединили в проекте "Движение в сторону света". Здесь почти три десятка авторов, очень разных по стилю и уровню известности. Дейнека и Тышлер, Фальк и Древин, Милашевский и Романович - на 1920-е и 1930-е годы пришелся расцвет их творчества и "золотой век" советского искусства в целом.
    В этом проекте показано, как сохранялась живописная культура, несмотря на не всегда благоприятную идеологическую и политическую обстановку.
    В этом проекте показано, как сохранялась живописная культура, несмотря на не всегда благоприятную идеологическую и политическую обстановку. / Татьяна Ткачева/РГ

    Свобода творчества, поиска форм и интонаций, набравшего обороты до революции, сочеталась тогда с новыми темами, энергией преобразования мира. Ведущие художники преподавали во ВХУТЕМАСе, воспитывая молодых дизайнеров, архитекторов и мастеров прикладного искусства. Вскоре атмосфера в стране изменилась, и все, что не соответствовало канону "большого стиля", - то есть было неоднозначным, недостаточно простым для понимания, не слишком назидательным и патетичным - стало объектом нещадной критики.

    В столице Черноземья выставили 53 полотна. Самое раннее - "Кассис" (1913) Петра Кончаловского, яркий солнечный пейзаж во французском стиле. Самое позднее - написанные в 1950-е "Одуванчики на темно-синем фоне" Сергея Романовича: юношески-экспрессивная кисть и зрелый взгляд, под которым незамысловатый натюрморт превращается в иллюстрацию к евангельскому "...и свет во тьме светит".

    Примерно половина экспонатов привезена из Тулы. Там сохранилась довольно внушительная коллекция русского авангарда.

    - Картины Куприна, Кончаловского, Гончаровой и других мастеров входили в собрание Музея живописной культуры, созданного при тульском художественно-промышленном техникуме. Часть экспонатов была передана городу из Государственного музейного фонда и Третьяковской галереи. В Воронеже до войны тоже имелась коллекция авангарда и поставангарда, похожим образом сформированная. Но во время оккупации ее значительная часть погибла. Восстановить пробел, хотя бы частично, постарались уже в 1970-1980-е, - рассказала ученый секретарь воронежского музея имени И. Крамского Наталья Бакина.

    В пространстве выставки много портретов - реалистичный карандашный у Николая Трошина; плоский и словно фломастером, а не маслом, нарисованный у Александра Русакова; преувеличенно-сочный у Константина Зефирова. Портреты кокетливо причесанных, совершенно несоветских девушек с букетами у Владимира Лебедева напоминают винтажные открытки с цветами. Тот же бережный штрих, та же милая серьезность по отношению к своему "гербарию". Этого автора сегодня знают в основном как иллюстратора детских книг (их переиздают до сих пор). Гуашевые работы из Тулы помогают узнать о других его талантах, не оцененных современниками. В 1936-м идеологический каток проехал и по Лебедеву...

    Еще один интереснейший живописец, нашедший себя в книжной иллюстрации, - Владимир Милашевский. В Воронеже собрана качественная коллекция его картин. Для выставки выбрали прежде всего три портрета - острая, выразительная, чуть язвительная манера Милашевского, однако, ничуть не унижает его неказистых героинь.

    - В "Портрете женщины в голубом" хорошо видно влияние Матисса - в начале ХХ века это - передний край европейского искусства. Милашевский видел его работы в коллекции Щукина в Москве, которая была открытой для посещения. Любовь к французской живописи ему привили еще в Харькове, где он учился до 1913 года. Нужно представлять себе обстановку того времени: до начала Первой мировой русские художники много путешествовали, а тут вплоть до 1922-го, до восстановления дипломатических отношений с европейскими государствами, оказались изолированы от культурных процессов, которые происходили за рубежом, - пояснила Наталья Бакина.

    Отгораживаться от происходящего в родной стране авангардисты никак не могли - да и не стремились. Напротив, их очень увлекала перестройка всего и вся. Художники-экспериментаторы оформляли декорации для массовых празднеств и спектаклей, фиксировали жизнь "трудового класса". На выставке можно увидеть рисунки для журнала "Безбожник", пейзаж Беломорканала, соревнование трактористов.

    Правда, трактористы у Александра Древина (расстрелянного в 1938-м за участие в "контрреволюционном" просветительском обществе) - это не те трактористы, которых так любили изображать мастера эпохи соцреализма. Уличный продавец палок у Александра Тышлера похож на сказочного героя. Ну а поиски Сергея Романовича и вовсе обращены в вечность - он делал реплики классических картин, разрабатывал темы из античной мифологии, а к концу жизни - в основном христианские сюжеты.

    - В этом проекте мы показываем истоки новой живописности, подчеркивая то, как сохранялась культура и традиция этих поисков в непростое время, несмотря на не всегда благоприятную идеологическую и политическую обстановку, - добавила Наталья Бакина.

    Выставка "Движение в сторону света. Советское искусство 1920-30-х гг." продлится в воронежском музее имени И. Крамского до 21 августа 2022 года. Адрес: пр-т Революции, 18. Телефон для справок: (473) 255-38-67.

    Тем временем

    В Тульском музее изобразительных искусств открылась выставка «Русское искусство XIX века». Публика увидит 30 произведений, в частности детский портрет будущего императора Павла I кисти Алексея Антропова, картину «Неизвестный в черном сюртуке» Василия Тропинина, коллекцию картин Ивана Крамского – одного из основателей Товарищества передвижных художественных выставок, женские портреты работы любимой ученицы Ильи Репина – Елены Киселевой. Часть экспонатов поступила из Воронежского музея имени И. Крамского. Выставка продлится до 24 августа.

    Поделиться