О том, что происходило во время массового переселения народов (так называемое махаджирство), можно ли было его избежать и какие оно имело последствия, корреспондент "РГ" попросила рассказать доцента кафедры истории, археологии и этнологии Абхазского государственного университета Сослана Салакая.
Сослан Шотаевич, для начала поясните, что означает термин "махаджирство"?
Сослан Салакая: "Махаджир" с арабского языка переводится как "переселенец, изгнанник". Но поскольку в исламе первыми махаджирами считаются пророк Мухаммед и его сподвижники, которые в 622 году были вынуждены бежать из Мекки в Медину, спасаясь от гонений, то термин имеет религиозный оттенок. Иными словами, это люди, покинувшие родину из-за веры. Для абхазского народа такой посыл не совсем точен, так как не отражает всей сути событий на Западном Кавказе XIX века. Да, вопросы религии играли в них определенную роль, но далеко не главную.
Что же стало причиной массового переселения абхазов в Турцию?
Сослан Салакая: На самом деле отток населения Абхазии на Ближний Восток происходил и ранее. В Средние века территории Саудовской Аравии и Египта активно заселяли черкесы, составлявшие военную касту (мамелюки), и свои ряды они как раз пополняли, покупая рабов на невольнических рынках Северного Причерноморья либо просто переманивая юношей. Особенность в том, что вплоть до окончания Кавказской войны уехавшие могли вернуться домой, а после того, как по Абхазии прокатилась волна народных протестов и население объявили "виновным", уже нет. За то, что абхазы не примкнули к первой революции 1905-1907 годов, Николай II эту "виновность" снял, однако вопрос о возвращении изгнанников и их потомков так и не был решен.
И все же, что вызвало эти события?
Сослан Салакая: Сложно дать однозначный ответ, но лично мне близка точка зрения нашего именитого историка и моего учителя Георгия Дзидзария, автора единственной капитальной монографии по этой теме, вышедшей в 1975 году. Он выступал за целый комплекс причин. Да, на ход событий повлияла колониальная политика Российской империи, однако не менее значимую роль играла и Турция, весьма заинтересованная в получении для своей слабеющей армии боеспособных горцев.
До этого триста лет Кавказ находился под властью Османской империи, и турецкие агенты последовательно разжигали здесь межнациональную рознь. Выражаясь простыми словами, Турции нужен был воинствующий Кавказ, где бы она выступала арбитром. России же был нужен Кавказ мирный, но, как это часто бывает, разница менталитетов, жесткие перегибы на местах царских начальников в погоне за наградами создавали непонимание. Например, в апреле 1824 года Сухумский гарнизон вторгся в деревню Чичи, где якобы скрывался владетель Аслан-бей - ярый борец за независимость. Крестьяне, узнавшие о приближающемся отряде солдат, решили избежать прямого столкновения и заранее ушли в леса, угнав скот. Аслана здесь не оказалось, но комендант Сухумской крепости Михин воспринял поведение жителей как красноречивое признание своей вины и не оставил в селении камня на камне. Возвращаясь, отряд попал в засаду, были убиты и ранены 42 человека, в том числе и комендант. И этого было достаточно, чтобы в стране вспыхнуло общее восстание.
Нельзя обойти стороной и скрытую поддержку махаджирства со стороны западных держав, прежде всего Англии (Франции в меньшей степени), стремившейся ослабить российское присутствие на Кавказе. Для достижения своих целей англичане не гнушались ничем, вплоть до того, что усиленно поставляли черкесам порох, снаряды и ружья.
Также отрицательное влияние оказывали провокации местной элиты. Скажем, заключил я с вами договор, а соседний князь возмущается: "А почему не со мной? Я что, хуже или ты меня не уважаешь?!" Конечно, на деле все обставлялось не так примитивно, но такие методы постоянно срывали соглашения.
Есть представление о масштабах насильственного переселения?
Сослан Салакая: Махаджирство проходило в несколько этапов. Георгий Дзидзария насчитал десять волн переселения, вызванных как внутренними, так и внешними событиями. В 1864 году феодальное княжество Абхазии было упразднено, и вскоре чиновники приступили к проведению специфической крестьянской реформы. Простых людей взволновало намерение правительства заставить их выкупать свои земли у помещиков. Нараставшая народная тревога в 1866 году вылилась в крупное Лыхненское восстание, в результате которого было выселено 20 тысяч человек. Последняя большая волна была в 1877-1878 годах, считается, что тогда родину покинули около 50 тысяч человек. В масштабах Абхазии это колоссальная цифра: проведенная десять лет спустя посемейная перепись Сухумского округа показала, что его население составило всего 68 тысяч человек, из которых 85 процентов - это абхазы, то есть как минимум половина этноса оказалась на чужбине... Всего же было насильственно выселено около 135 тысяч абхазов.
Как сложились судьбы переселенцев на новых землях, пытались ли они вернуться впоследствии?
Сослан Салакая: Кто-то погиб на пути к берегам Турции. Теснота и давка на судах, недостаток провизии, вспышки эпидемий - все это вызывало огромную смертность. Еще больше тягот поджидало горцев на том берегу. У нашего известного соотечественника писателя Фазиля Искандера есть емкий рассказ "Дедушка", в котором как раз шутливо описывается разочарование махаджиров, высадившихся на голый каменистый берег. "А что же нам говорили, что в Турции сахар из земли роют, как соль, и хлебные деревья растут?" - задаются они вопросом. "Нет. Если бы сахар водился в земле, турки бы ее насквозь прокопали, а это бы султан никогда не позволил", - отвечают турки. "А что ему?" - удивляются наши. "Ведь кому интересно управлять дырявой страной?" - говорят турки.
Кавказцы расселялись на Балканах, в странах Ближнего Востока - Сирии, Израиле, Иордании (кстати, до сих пор здесь королевскую семью охраняет черкесская гвардия). Многие сделали военную карьеру, к XX веку большинство в офицерском корпусе Османской армии составляли инородцы, в том числе и абхазы. Но трагедия махаджирства в том, что нашим соотечественникам так и не позволили вернуться на родину, освободившиеся земли после ухода семей власти обращали в казну, заселяли другими народами, и тем самым произошел разрыв в абхазской этнической массе, приблизив ее к грани полного исчезновения.
Сейчас ситуация меняется?
Сослан Салакая: Да, 14 лет назад произошло переломное событие в новейшей истории Абхазии - Россия признала независимость нашей страны. Сейчас мы поддерживаем тесные связи с представителями абхазской диаспоры, но возвращаются, естественно, единицы. Слишком много времени прошло, мало кому хочется срываться с обжитых мест, к тому же в городах быстрее теряются язык и традиции, это тоже не может не печалить.
Конечно, история не терпит сослагательного наклонения, и все же, по вашему мнению, можно ли было избежать таких тяжелых последствий?
Сослан Салакая: Думаю, да, ведь черкесские племена тоже не совсем правильно ответили на исторический вызов. Конечно, защищать родину необходимо, но они упустили момент, когда нужно было остановиться. В течение Кавказской войны им не раз предлагали сложить оружие, однако постоянные столкновения вызвали взаимное недоверие, а затем была пройдена точка невозврата.
Накануне Первой мировой войны Абхазия представляла собой слаборазвитую окраину Российской империи. Основная причина - недостаток дорог. И все же как только девятого августа 1914 года в Тифлисе был подписан приказ по Кавказской армии о формировании Черкесского конного полка из четырех сотен, жители Сухумского округа изъявили горячее желание вступить в него добровольцами. Всадники четвертой "Абхазской сотни" не раз награждались Георгиевскими крестами разных степеней, за что неформально были прозваны "Крестоносцами", а их командир, корнет Коция Лакрба, стал одним из лучших воинов царской армии. Всего за период 1914-1917 годов через сотню прошло около полутысячи человек.
В Сухумской крепости идут поиски княжеского погребения. Археологические раскопки проводят студенты-историки и преподаватели Абхазского государственного университета. Одной из главных задач летней экспедиции является установление места захоронения знаменитого в республике владетельного князя Келешбея Чачба Шервашидзе. В этом году исполняется 275 лет со дня его рождения. Надгробная плита князя была разрушена и исчезла в конце 30-х годов прошлого века.