Египет отказался от покупки украинского зерна

Египет официально разорвал контракты с украинскими экспортерами на поставку 240 тысяч тонн зерна. Причины лежат на поверхности: официальный Киев и коллективный Запад сделали украинскую пшеницу предметом глобальной экономической спекуляции и политической истерики, и в этих условиях продовольственная безопасность отдельно взятой страны оказалась под угрозой.
Для Египта стабильные поставки зерна имеют жизненно важное значение.
Для Египта стабильные поставки зерна имеют жизненно важное значение. / Getty Images

Выпадающий экспорт - чуть более двух процентов от потребностей - Египту возместит Россия, о чем было сказано в ходе визита главы МИД Сергея Лаврова в Каир. И это модельная ситуация, демонстрирующая своеобразие украинского агробизнеса и украинских властей, готовых потерять премиальный рынок из сиюминутных политических соображений. Нужно сказать, что, несмотря на весь информационный шум, пшеница - только вторая позиция в зерновом экспорте Украины после кукурузы: 17,7 миллиона тонн против 27,1 миллиона по итогам 2020 года. И большую часть пшеницы покупал именно Египет - больше 17 процентов (порядка трех миллионов тонн при 12 миллионах ежегодного импорта). На втором месте Индонезия - 15 процентов, далее следуют Бангладеш, Пакистан, Турция, Марокко, Тунис. На долю Евросоюза, сильнее всего переживающего о зерновом голоде, традиционно приходилось всего около 4 процентов украинского экспорта, да и то речь шла о низкокачественной, фуражной пшенице. В целом, как экспортер зерновых, Украина находилась в конце мировой десятки.

Выпадающий экспорт - чуть более двух процентов от потребностей - Египту возместит Россия

Кто продает украинское зерно? Для ответа следует напомнить, что зерно - биржевой товар, и здесь кормятся сотни, если не тысячи трейдеров, начиная с районного масштаба - скупающих зерно у мелких фермеров, в том числе с привлечением вооруженных боевиков, и перепродающих его более крупным игрокам, имеющим транспорт и площадки для хранения. Те уже передают зерно владельцам элеваторов и зерновых терминалов, способных обеспечить его доставку за моря. Таких игроков на украинском рынке немного - "Кернел", "Нибулон", "Мироновский хлебопродукт" и некоторые другие, но и их зерно в итоге достается транснациональным перекупщикам, вроде Cargill, вложившей с 1993 года сотни миллионов долларов в украинские элеваторы и зерновые порты.

Существует и государственный экспортер - Продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ), владеющая 24 элеваторами - включая портовые в Одессе и Николаеве, и способная отправлять на экспорт до 3 миллионов тонн зерна. Особенность ГПЗКУ в том, что последние годы она заканчивала с устойчивым убытком (около 200 миллионов долларов по итогам 2020 года), что стало причиной ряда уголовных дел, и лучше всего иллюстрирует коррупционность украинской экономики в принципе.

Какие выводы следуют из отказа Египта от украинского зерна? Рассказы Киева о наличии у него 20 миллионов тонн пшеницы прямая ложь, или сильное - в разы - преувеличение своих возможностей. Информационная кампания вокруг украинского зернового экспорта имеет целью спекулятивный рост его стоимости на биржах и скупку запасов транснациональными корпорациями.