Механизм инвестпрограммы обновления рыбопромыслового флота очевиден: компании, которые получают квоты на вылов рыбы, обязуются инвестировать часть прибыли в строительство новых рыбопромысловых судов. Этот механизм - гарантия выживания всей отрасли: у рыбодобытчиков мало современных судов для ловли и обработки рыбы на уровне международных стандартов.
По данным Росрыболовства, 70% судов отечественного рыбопромыслового флота находятся в возрасте от 25 до 40 лет. Еще 12% судов - старше 40 лет. К ключевым проблемам развития морского промысла в России кроме физического и морального устаревания рыбопромыслового флота относят также износ состава аварийно-спасательных научно-исследовательских судов, в первую очередь океанического типа.
Если не принять срочных мер, предупреждают эксперты, к началу следующего десятилетия средний возраст траулеров перевалит за 40 лет. Ни о какой модернизации в этом случае говорить не приходится.
Еще недавно помочь в решении этой проблемы могла бы закупка судов за границей, но в условиях экономических санкций этот вариант нереалистичен. Новые суда нужно строить на российских верфях, уверены на самом высоком уровне. Руководство страны прямо назвало обновление рыбопромыслового флота одним из стратегических приоритетов страны. Только через стимулирование притока инвестиций в отрасль страна сможет достичь технологического суверенитета.
Сегодня процесс старения рыбопромысловых мощностей удалось развернуть вспять. Принятые решения о внедрении механизма инвестквот для модернизации рыбопромышленного комплекса оказались дальновидными, подчеркивают в Росрыболовстве. Благодаря этой мере заработал 21 береговой рыбоперерабатывающий завод, построено шесть новых судов и три краболова, а по итогам года ожидается сдача 9 рыбопромысловых судов и одного краболова. И это в непростых экономических условиях, вызванных пандемией COVID-19 и санкционным давлением. Всего в рамках первого этапа программы построят 105 промысловых судов. Для сравнения - за предыдущие 10 лет в России было построено только 5 малотоннажных судов.
"Любая отраслевая стратегия развития опирается на бизнес, который способен взять на себя часть расходов и рисков в обмен на поддержку государства или четкие правила игры, - говорит руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян. - Инвестквоты - часть новых правил игры, которые ставят во главу угла долгосрочные цели: рост вылова, обновление парка судов, развитие переработки, сохранение рабочих мест".
Эксперт проводит аналогию с птицеводством. В 2000-е годы решался вопрос о собственном производстве птицы, и теоретически можно было бы подождать, пока фермеры и частные хозяйства разовьют отрасль и году к 2030-му перекроют импорт птицы. Но государственная практика квотирования импорта и формирования "национальных чемпионов" позволили решить вопрос на 10 лет раньше.
Кстати, участие в программе инвестквот для рыбодобытчиков не обязательное. При желании на равных с крупными игроками рынка могут потягаться предприятия малого и среднего бизнеса - для них предусмотрен механизм создания инвестиционных товариществ. К участникам программы не предъявляют особых требований по наличию и объему собственных средств.
Бизнес встретил введение инвестквот с интересом - заявок на участие в аукционах оказалось больше, чем выставленных лотов. Крабовые аукционы 2019 и 2021 годов завершились с почти двукратным превышением начальной цены, принеся в бюджет страны почти 150 млрд рублей при ожиданиях не более 82 млрд.
Простые рыбаки в полной мере ощутили результаты запуска инвестквот, хотя и были опасения за сохранность рабочих мест перед началом реформы. В прошлом году среднемесячная зарплата в отрасли впервые превысила 100 тысяч рублей. В Сахалинской, Мурманской и Архангельской областях, Ненецком АО, на Камчатке доход рыбаков обеспечил позиции в топ-15 российских регионов по размеру средней зарплаты. Это не предел. Рост зарплаты рыбаков возможен за счет увеличения эффективности и объемов производства. Ее средний уровень на новых судах оценивается уже в 250 тысяч рублей.
Эффект от программы наблюдается и в смежных отраслях. Выручка в судостроении выросла почти втрое. Отрасль обеспечили заказами на несколько лет вперед, что означает новые перспективы для развития производства, рабочие места и социальные отчисления. Нельзя забывать и о дальнейшем мультипликативном эффекте. По данным экспертов, одно рабочее место в судостроении создает 7-8 рабочих мест в смежных отраслях.
- Участвуя в программе инвестквот, судостроительные заводы получили опыт и компетенции строительства высокотехнологичных современных рыбопромысловых судов на основе зарубежных концепт-проектов, - отметил директор департамента взаимодействия с органами государственной власти и общественными организациями АО "ОСК" Никита Пичугин. - Качество строительства судов ничем не уступает мировым лидерам.
Чтобы сохранить темпы развития, Минсельхоз РФ подготовил законопроект о втором этапе программы инвестквот. Документ закладывает основу для развития рыболовства на много лет вперед, обеспечивая сохранение позиций, занятых российскими рыбаками на международном рынке, и поддержку судостроительной отрасли. Она получит заказы и стимул к дальнейшему технологическому развитию.
- Программа имеет потенциал для продолжения, - уверен Никита Пичугин. - Строительство судов необходимо осуществлять серийно, по уже готовым стандартизированным проектам и выработать долгосрочную стратегию развития рыбопромыслового флота.
Как уточнили в пресс-службе Росрыболовства, второй этап программы будет направлен на развитие дальневосточных регионов. Там предполагается построить около 30 рыбопромысловых судов, до 35 краболовов и восьми современных рыбоперерабатывающих береговых заводов.
В случае отказа от запуска второго этапа программы инвестквот следует ожидать возвращения старых проблем морского рыболовства, предупреждают в отрасли. Это и сырьевая направленность, и недостаточное присутствие отечественных производителей на внешних рынках.
"Мы долгое время не уделяли должного внимания глубокой переработке. Доля такой продукции в России составляет 23%, в то время как в США - 85%. Оставаясь в сегменте низкого передела, отрасль рискует проиграть тем, кто предлагает высокомаржинальные филе, фарш и сурими, и на долгие годы уступить позиции нашим конкурентам на мировом рынке", - подчеркивает Ольга Жильцова, доцент департамента логистики и маркетинга Финансового университета при правительстве РФ.