Надо сказать, что средства эффективного противодействия реактивным системам залпового огня типа "Градов" и "Ураганов", которые имеются на вооружении ВСУ, в нашей армии есть. Российские комплексы ПВО "Бук-М3" и "Тор-М2" в ходе специальной военной операции подтвердили высокие характеристики. Они перехватывают и ракеты американских РСЗО HIMARS.
Однако боевые действия на Украине, на мой взгляд, диктуют необходимость разработки техники, предназначенной конкретно для борьбы с обстрелами из РСЗО. С учетом опыта специальной военной операции заказчик может посчитать целесообразным заказать разработку нового специализированного зенитного ракетного комплекса типа израильского "Железного купола", но с более высокими тактико-техническими характеристиками для отражения массированного удара ракетами реактивных систем залпового огня, например таких, как американские HIMARS.
Думаю, новый комплекс должен иметь больше готовых к немедленному пуску недорогих зенитных ракет, чем современные ЗРК. А также обладать большим количеством целевых каналов для одновременного сопровождения и обстрела и минимальным временем реакции от обнаружения до поражения воздушной цели.
При этом надо понимать, что израильский "Железный купол" - объектовый комплекс противоракетной обороны. С учетом опыта современных конфликтов и нашей спецоперации на Украине может быть признано целесообразным в интересах Российских вооруженных сил создать специализированный высокомобильный комплекс войсковой ПВО. Например, на базе достаточно эффективного автономного боевого модуля "Тор-М2" и его модификаций.
Этот комплекс, напомню, решает задачи противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена. Он отличается повышенной эффективностью при отражении массированных налетов в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия. В кабине "Тора" установлены мониторы, с помощью которых после запуска радиолокации система следит за авиацией и беспилотниками днем и ночью. "Тор-М2У", который наши военные активно используют в ходе спецоперации на Украине, в том числе надежно оберегает колонны российской техники на марше.
Эти комплексы малой дальности - еще и хорошая защита от крылатых ракет, планирующих и управляемых авиабомб. Каждый "Тор" несет восемь ракет, стартующих вертикально, и обеспечивает надежное прикрытие от воздушных объектов, летящих со скоростью до 700 метров в секунду. Он способен не просто обнаружить и опознать в небе 48 целей, но и определить в автоматическом режиме наиболее опасные из них. А после того, как "идентификация" завершена, - одновременно обстрелять ракетами четыре из них. При этом дальность гарантированного поражения целей у "Тора-М2У" - от 500 метров до 12 километров, а высота - от 10 метров до 6 километров.
Его важная особенность в том, что комплексу не важно, с какой стороны к охраняемому объекту или позиции подходит вражеский летательный аппарат или боеприпас. Локатор кругового обзора "увидит" цель в любом случае, при любой погоде, днем и ночью. Не просто засечет, но и выдаст данные для стрельбы. Другая ценность состоит в том, что комплекс может поражать вражеские объекты на ходу, то есть не останавливаясь для производства стрельбы. Вот почему, считаю, автономный боевой модуль "Тор-М2" может быть взят за основу при создании специального средства борьбы с ракетами РСЗО типа HIMARS.
Затягивать с его разработкой нельзя. Ведь помимо американских реактивных систем залпового огня ВСУ получают и другие дальнобойные ударные средства. Министр обороны ФРГ Кристине Ламбрехт на днях заявила, что Германия поставила Киеву обещанные РСЗО Mars-II. Пока вроде бы три единицы. Но сколько по факту таких систем - немецких, американских, других - передадут ВСУ, сегодня вам никто не скажет.
Подготовил Юрий Гаврилов