28.07.2022 17:08

Названы главные проблемы в сфере ЖКХ

Для россиян содержание домов стало важнее качества коммунальных услуг. К такому выводу пришли в НП "ЖКХ Контроль", составив рейтинг основных проблем в сфере ЖКХ на основе обращений граждан за первое полугодие нынешнего года. Всего за 6 месяцев на "горячие" линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Общероссийского центра "ЖКХ Контроль" поступило свыше 14 тысяч обращений. Больше всего россиян беспокоят неудовлетворительное состояние (содержание и ремонт) домов, начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и управление домом. При этом резко снизилось число претензий к качеству коммунальных услуг - за год их стало меньше на треть. Самой актуальной для россиян стала тема, связанная с состоянием многоквартирных домов, их содержанием и ремонтом. С этим связано 16,1% обращений.

Владимир Трефилов / РИА Новости

Эксперты связывают это с последствиями периода пандемии и введением в марте нынешнего года моратория на проверки управляющих организаций, замену предписаний предостережениями. "При этом с собственников никто не снимал обязательств по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Все это дает недобросовестным управляющим организациям возможность уклониться от исполнения договора управления", - пояснил исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Сергей Сохранов.

Он добавил, что об этом свидетельствует и статистика прошлых лет. Так, если в 2018 году претензии собственников к качеству содержания общего имущества составляли 13,1%, то в "мораторный" период доля обращений с учетом роста общего их количества увеличивается до 16,1%.

Примерно на одном уровне в первом полугодии 2022 года держатся вопросы, связанные с начислением платы за ЖКУ (14,7%). За год произошло снижение количества обращений на 6,4%. Самым большим был показатель по данной теме в 2018 году и составлял 20,4%.

Однако резко, на 17,3%, за этот период увеличилось количество обращений по вопросам управления многоквартирными домами. Это третья позиция рейтинга и 14,3% от общего числа обращений в первом полугодии.

"Непреодолимым для собственников остаётся вопрос работы аварийно-диспетчерских служб. Несмотря на то, что обеспечение аварийно-диспетчерского обслуживания является лицензионным требованием, отсутствует культура общения с потребителями, не ведутся журналы учета заявок и не исполняются сроки ответа на звонок потребителя и исполнения заявок", - отметил Сохранов.

В первом полугодии 2022 года отмечается резкое падение актуальности темы качества предоставляемых коммунальных услуг (7,7% в 2022 против 11,7% в 2021 году).

"Вероятнее всего это связано с исполнением региональных программ капитального ремонта, переводом жителей на альтернативные источники получения тепловой энергии, модернизацией коммунальной инфраструктуры, в том числе в рамках федеральных и региональных инвестиционных программ", - поясняет Сохранов.

На 12,4% по сравнению с 2021 годом снизилось количество обращений по теме капремонта. Также отмечается утрата интереса собственников к вопросам проведения энергоэффективного капитального ремонта. Эксперты "ЖКХ Контроль" связывают это с ухудшением благосостояния населения и нежеланием нести дополнительные затраты.

Учитывая весеннее-летний период, закономерным является рост обращений, связанных с благоустройством придомовых территорий и общественных пространств. Количество таких обращений выросло на 21,9%.

"Проблема является двунаправленной. С одной стороны управляющие организации не торопятся исполнять минимальный перечень работ и услуг в части содержания земельного участка, с другой стороны - собственники не готовы нести затраты на содержание и приобретение новых элементов благоустройства", - говорит Сохранов.

Еще одной темой, по которой произошел прирост числа обращений (на 3,9%) стало проведение общих собраний собственников. Одной из причин такого увеличения является поступление вопросов о порядке проведения заочных голосований с использованием системы ГИС ЖКХ.

Сложность проведения собраний в системе и дополнительная ответственность настораживают жителей и являются препятствием к её массовому использованию, отмечают авторы рейтинга.