Например, металлурги применяют IoT для анализа производительности труда, в частности в Трубной металлургической компании (ТМК) отслеживают жизненный цикл труб с помощью RFID-меток, считывающих устройств, которые передают данные посредством радиосигналов. В СИБУРе промышленный интернет вещей не только упрощает контроль оборудования, но и собирает данные для других цифровых инструментов. В режиме реального времени они отправляются в корпоративное хранилище, а средства продвинутой аналитики используют их для составления прогнозов, оптимизации технологических режимов. По информации пресс-службы холдинга, на его предприятиях установлено более 2000 датчиков IoT и 15 базовых станций, большинство процессов автоматизировано. Разработана собственная платформа промышленного интернета вещей, поскольку доступные на рынке решения не удовлетворяли требованиям нефтехимического производства. Экономический эффект от внедрения IoT-устройств за последние два года превысил 120 миллионов рублей.
На базе интеллектуальных устройств создаются и системы мониторинга промобъектов. К примеру, в Южно-Уральском государственном университете разработали беспроводные модули, которые учитывают вибрацию узлов агрегатов и машин, температуру и влажность воздуха и т. д. Технологию уже применяют в реальном секторе - для вибрационной диагностики клети прокатного стана.
Но массовое внедрение IoT-устройств увеличивает и угрозы для бизнеса. Как правило, стандартные средства защиты лишь отражают внешние атаки, проникновение в систему управления полностью не исключается. А с учетом распространения индустриального интернета вещей и сквозных цифровых сервисов, обрабатывающих данные с промышленных объектов, бизнес становится более уязвимым для вмешательства. Так, по данным "Лаборатории Касперского", каждая вторая компания в России уже испытывала проблемы в области кибербезопасности. При этом 42 процента организаций отказались от установки новых IT-решений только из-за неспособности устранить киберриски, а 45 процентов обеспокоены угрозой шпионажа, которая возникает при сборе большого количества данных с "умных" устройств.
- Чтобы обезопасить индустриальные IoT-инфраструктуры, мы создали специальные кибериммунные (обладающие "врожденной" устойчивостью к кибератакам) шлюзы. Заложили в них дополнительные функции защиты данных и оборудования. Все это поможет сделать интернет вещей надежным инструментом для развития предприятий, - разъясняет Андрей Суворов, руководитель по развитию бизнеса кибериммунной операционной системы компании-разработчика.
Шлюз пропускает все потоки данных в IoT и позволяет, к примеру, блокировать передачу информации из облачного хранилища к оборудованию. Это снижает риски вмешательства злоумышленников во внутреннюю цифровую сеть. Кроме того, благодаря кибериммунитету полевые данные будут защищены от компрометации.
Несколько таких шлюзов для защиты и сбора данных уже установили в цехе трубопрокатного завода в Челябинске.
- Чем больше IТ-систем мы внедряем, тем глубже они проникают в бизнес-процессы, поэтому мы еще пять лет назад приняли корпоративную стратегию кибербезопасности. В ее рамках возник ситуационный центр для мониторинга киберинцидентов, введена должность администратора безопасности и многое другое, - рассказывает директор по IT ТМК Дмитрий Якоб.
Важно и то, что весь персонал компании, а это около 60 тысяч человек, обучается цифровой гигиене. Таким образом кибербезопасность становится частью не только производственной цепочки, но и мышления сотрудников.