Как гласит одна из аксиом управления: то, что нельзя измерить, тем невозможно управлять. Но измерять можно по-разному: бухучет - не просто дебет-кредит, обобщение и арифметическая обработка данных, но и их трактовка. До 1998 года в нашей стране использовали постулат: затраты на создание отчетных документов не должны превышать их полезность. Но в 2004-м приняли новый закон, который поставил отрасль на рельсы международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), чтобы работа российских организаций была понятна как иностранным инвесторам, так и регулирующим органам по всему миру.
Работать после этого главбухам стало сложнее: одних только международных стандартов бухучета (МСБУ/IAS) 26 и еще 18 - по финансовой отчетности (МСФО/IFRS). Помимо того, обязательными являются интерпретации их применения. При этом международные стандарты зачастую не сформулированы в виде прямых норм, все основывается на профессиональном суждении бухгалтера. Регламентация распределена по разным структурам: банками занимаются одни, бюджетной сферой - другие, коммерческой - третьи. Не удивительно, что практика вызывает у профсообщества много вопросов.
- Система отчетности на основе МСФО формировалась по законам западного акционерного капитала. Если мы смотрим на состояние нашей экономики через них, не видим реальную картину. Это измерение по чужому лекалу, - считает Павел Белявский, заместитель губернатора Тюменской области. - Вопросы финансовой аналитики, бухучета сегодня являются не узкопрофессиональными, а стратегическими.
Стало очевидно, что ФЗ о бухучете нуждается в серьезной переработке. В комитете по бюджету и налогам Госдумы создали подкомитет, который возглавила Наталья Орлова. По ее инициативе сейчас организуются поездки по регионам в поиске незамыленного взгляда. Обсуждения уже состоялись в Алтайском, Красноярском краях, Ростове, Орле, Нижнем Новгороде, Уфе. На круглом столе в Тюменской облдуме присутствовали представители органов госвласти, практикующие бухгалтеры, предприниматели, специалисты в области подготовки профессиональных кадров.
Так, сотрудники одной из газотранспортных компаний отметили сразу несколько противоречий, связанных с применением международных стандартов. По их мнению, некорректно, допустим, использовать в договорах аренды земли подходы, аналогичные банковскому кредитованию: процентные ставки колеблются, постоянно их пересчитывать - мартышкин труд.
Множество вопросов возникает и при определении категории "существенные ремонты": четких критериев нет, что приводит к вольной трактовке не в пользу капитализации. Усомнились выступающие и в экономической целесообразности существующей системы расчета ликвидационной стоимости объектов. Расплывчатость формулировок позволяет перепрофилировать активы из одной категории в другую. Аудиторы, исходя из своего опыта, рассказали о несовершенстве классификации договоров хозаренды, об отсутствии единого толкования, что является предметом аренды (не только имущество, но и услуги).
Даже в благотворительной деятельности нашлись неурегулированные вопросы. Елена Перминова, директор регионального социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, посетовала на трудности, которые возникают, когда кто-то хочет оказать материальную помощь. Не все юрлица или граждане готовы подписать договор пожертвования или дарения, как предлагает Гражданский кодекс, если стоимость дара превышает 3000 рублей, при этом налоговая может обязать учреждение оплатить налог за него. Существуют проблемы и при передаче материальных ценностей из муниципальной собственности в государственную и наоборот.
В любой профессии должен быть свой четкий понятийный аппарат. И он формируется еще во время обучения в вузе. Но в 2013 году специальность "Бухучет и аудит" почему-то вообще исключили из программ подготовки высшего образования. Как самостоятельную науку бухучет тоже давно перестали признавать.
- Теперь курс бухучета на бакалавриате у экономистов рассчитан всего на девять лекций и семинаров. Это все равно что обучать плаванию, лежа на диване, - рассуждает Елена Лупикова, доцент кафедры экономической безопасности, системного анализа и контроля финансово-экономического института ТюмГУ. - Трудно вообще объяснить студентам, что такое бухучет: система или деятельность? И ради чего она нужна: для удовлетворения общественных интересов или потребностей работодателя? В частности, международные и российские стандарты по-разному трактуют, что такое актив и имущество. Если трактор - это имущество, то его надо инвентаризировать, а если актив, то необязательно. И что такое сама инвентаризация: пересчет имущества или подтверждение реальности оценок? Нет единых требований достоверности, сплошной стоимостной винегрет.
По словам эксперта, нет четких требований и к квалификации бухгалтера. В профстандартах написано, что он должен иметь высшее образование, но не указано, какое. Или обозначен стаж, но всем очевидно, что мелкое ООО и крупная компания - совсем не одно и тоже. У кандидата на должность главбуха не должно быть непогашенной судимости в сфере экономики, а погашенная или по другой статье допустима? Эксперты предлагают все три пункта заменить одним - членством в саморегулируемой организации. При вступлении туда сдается профэкзамен, отслеживается репутация, компетенции подтверждаются аттестацией. Причем требования к членству в СРО можно распространить на всех, кто готовит и подписывает отчетность, в том числе на руководителей компаний.
Отдельная история - переподготовка бухгалтеров. С учетом огромного количества изменений нормативной базы (по подсчетам экспертов, в среднем 7-8 в день) она более чем актуальна. Но курсы платные, а бюджеты на оповышение квалификации урезаны. Специалисты учатся за свой счет, и никаких преференций для них, например вычета по НДФЛ, не предусмотрено.
- Говорят, профессия умирает, но по факту бухгалтером теперь должен стать каждый, поскольку основополагающий в современном учете термин - "профессиональное суждение". Это означает, что инженеры, технологи и другие должны сами приносить главбуху соответствующую информацию, - комментирует Елена Лупикова. - При этом в КоАП сказано, что ответственность за достоверность данных несут не только составившие документ лица, но и подписавшие. Материальный ущерб может быть взыскан с сотрудника, ничего не понимающего в бухучете, только за то, что он вовремя не занес в бухгалтерию какую-то бумажку. Уже есть такие судебные прецеденты.
Закон о бухучете требует изменений, ориентированных на национальные интересы, уверено профсообщество.
- Возможность быть причастными к созданию отраслевых правил наполняет смыслом процессы, которые бухгалтеру порой кажутся рутинными, - объяснила мотивацию участников круглого стола Оксана Величко, председатель комитета Тюменской областной думы по бюджету, налогам и финансам.
По оценке Натальи Орловой, предложения тюменцы внесли качественные, хорошо проработанные. Одно из них - законодательно закрепить разделение бухучета на банковский, учет в бюджетных и коммерческих организациях, а также в НКО. Кроме того, требуется корректировка программ высшего и дополнительного образования, подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров.
В Госдуме планируют до сентября сформировать пакет поправок от регионов в ФЗ о бухучете и на осенней сессии вынести его на обсуждение депутатов.