Уральские оборонщики и ученые разработают инновационный трамвай

В регионе создан кластер двойного назначения по транспортному машиностроению. Из реального сектора в состав объединения вошли "Уралтрансмаш" и НПО автоматики, от вузовской среды - УрФУ и УрГУПС. Технологическим лидером кластера выбрана компания-разработчик "Автоматизированные системы и комплексы".
Современные трамваи выпускают непосредственно в Екатеринбурге, но на улицах города они только проходят испытания.
Современные трамваи выпускают непосредственно в Екатеринбурге, но на улицах города они только проходят испытания. / Татьяна Андреева/РГ

Это уже второй кластер двойного назначения с участием уральского ОПК и тоже проанонсированный на "Иннопроме". Первый появился ровно год назад, он специализируется на металлургии и металлообработке. Отличает эти консорциумы не только время регистрации. Если предыдущий проект стартовал под девизом "загрузить свободные мощности", то нынешний ставит задачу работать на "импортоопережение". Стратегическая цель - создание нового высокотехничного транспорта, упрощение и ускорение цепочки от НИОКР до серийного производства. По словам гендиректора Института государственно-частного планирования, главы межведомственной рабочей группы при коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) Елены Антипиной, у России есть возможность получить качественный подвижной состав, опережающий мировые тенденции с учетом уже имеющихся наработок по гибридным вагонам и автономному ходу. Такие решения востребованы в районах, где отсутствует развитая контактная сеть и удешевят эксплуатацию парка примерно на 800 миллионов рублей для такого мегаполиса, как Екатеринбург.

У России есть возможность получить качественный подвижной состав, опережающий мировые тенденции с учетом уже имеющихся наработок

В кулуарах "Иннопрома" новый кластер именовали не иначе как трамвайным. И это не оговорка: еще в 1990-е в Екатеринбурге по инициативе городских и областных властей было создано СП, куда вошли промышленные предприятия и наука. Велись разработки асинхронного привода, цифровой системы управления. В 2010-м в городе прошли испытания вагона на суперконденсаторах, в 2013-м - на аккумуляторах. Промышленники мечтали, что столица Урала станет центром создания автономного горэлектротранспорта в стране, но на дворе уже 2022-й, а пассажиров по-прежнему возят чешские "Татры" 1960-х годов выпуска. Требуется обновить не менее 300 трамваев, область обещала закупить к 300-летию Екатеринбурга 10 трехсекционных, что, конечно, капля в море. И в новые проекты, как ни парадоксально, местный трамвай не попадает, например, по ветке Екатеринбург-Верхняя Пышма, которую запустят в августе, будут ходить "львята", собранные в Твери и Санкт-Петербурге - инвестору это выгоднее и удобнее. Горожане возмущаются: на всю Россию - всего три крупных производителя подвижного состава и при этом сапожник без сапог.

Этот факт настолько удивил члена коллегии ВПК Вячеслава Шпрота, что он даже вступил в легкую пикировку с представителем мэрии: "Так чего вам не хватает, чтобы закупить трамваи? Есть потребность, новые технологии, компетенции, банки", - вопрошал он. Муниципальный чиновник, видимо, постеснялся прямо сказать про деньги, бормотал что-то в духе: "Мы работаем над этим, готовим концессионное соглашение, но пока не получается согласовать финансовую модель и количество подвижного состава". Заметим, что согласование длится уже третий год, за это время договоры ГЧП на замену парка общественного транспорта успели заключить Таганрог и Челябинск, ну а пассажиры екатеринбургских трамваев отчаялись дождаться перемен.

- После того как проект "Спектр" закончил существование, мы еще 10 лет развивали трамвай на партнерских связях, но НИОКР новых моделей фактически остановился. Потому что своей системы разработки у "Уралтрансмаша" нет, а купить что-то новое на рынке тоже не всегда возможно. Я очень рад, что появился кластер, надеюсь, мы создадим трехсекционный гибридный вагон и батарею для него с помощью Росатома, - поделился планами технический директор компании "Автоматизированные системы и комплексы" Владимир Кривовяз.

- Наша задача - помочь кластеру привлечь инфраструктурные кредиты по линии Минстроя и Минтранса РФ, тогда трамвай побежит быстрее по улицам не только Екатеринбурга, но и других городов, - добавляет Елена Антипина.

А чем тут может быть полезна фундаментальная наука? Как отмечает председатель Уральского отделения РАН Валерий Чарушин, у кластеров двойного назначения большой потенциал. Только в Свердловской области находится свыше 20 организаций Российской академии наук. Тематика их исследований связана с созданием новых материалов и технологий. К примеру, в рамках кластера металлургии и металлообработки ученые работают над созданием сверхлегких, сверхпрочных, жаро- и износостойких, антикоррозийных сплавов, а также аддитивных технологий на отечественной сырьевой базе. В частности, в Институте металлургии УрО РАН разработана линейка плазменных установок мощностью от 10 до 100 КВт для обработки поверхностей методом напыления. После такого воздействия сталь защищена от разъедания в агрессивной среде, от кислородных и углеродных атак при высоких температурах. Это позволяет серьезно увеличить ресурс конструкций, допустим, трубопроводов, муфт, замков, деталей турбонасосов. Также эта технология используется для восстановления железнодорожного пути и колесных пар, коленчатых валов автомобильных двигателей, деталей автотракторной техники, гильз гидроцилиндров автоподъемника.

Главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач предлагает в рамках кластера транспортного машиностроения реализовать научно-практический проект по коленвалам. Как известно, в России они изготавливаются по другой технологии, чем в Европе, соответственно, при прямой замене могут возникнуть сложности. Президент Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Николай Клейн говорит, что расширил бы номенклатуру импортозамещения за счет асинхронных двигателей. Завод имени Калинина раньше завозил их из Германии и Италии и ставил на коммунальные машины. Как оказалось, буквально в часе езды от Екатеринбурга, в Каменске-Уральском, есть предприятие, которое может изготовить продукцию ничуть не хуже. Пробная партия уже прошла испытания.

- Потенциал промышленности Свердловской области огромен, главное - правильно его использовать. На нас тоже выходит много "гражданских" с вопросом: "Можете сделать? У вас же станки с ЧПУ". Но не по профилю! Например, несколько писем было с предложением разместить производство дизелей, но для этого нужны специальные агрегатные линии, иначе двигатели получатся золотые, - рассуждает Клейн.

Нужно частично возродить госплан в части импортозамещения в гражданской промышленности

Промышленник просит власти не превращать импортозамещение в кампанейщину.

- Руль должен быть в руках регионального минпрома, федерального минпромторга. Не надо повторять ошибку, когда все бросились изготавливать 3D-принтеры. Нужно частично возродить госплан в части импортозамещения в гражданской промышленности, определить головное предприятие по каждому направлению, а уже потом развивать конкуренцию, иначе много денег выбросим на ветер, - считает он.

По идее, ликвидировать пробелы в знаниях представителей реального сектора друг о друге должна ГИС Промышленность. За год количество ее зарегистрированных пользователей увеличилось с 54 до 86 тысяч, а товарный каталог расширился с 800 тысяч до 1,2 миллиона позиций. Дополнительно внедрен сервис "Поиск технологического партнера". Но, по данным минпромнауки Свердловской области, в регионе этой платформой пользуются не более 30 процентов предприятий.

- Нужна единая база данных, чтобы ткнул снабженец в одну строчку и увидел, что в Курской области, например, имеется завод с такой же номенклатурной позицией или компетенцией. Аналогично - по услугам. По отзывам директоров заводов, ГИС, к сожалению, так не работает, - объясняет глава ведомства Сергей Пересторонин. - В результате все пытаются сделать все необходимое у себя и выходят на рынок с продуктом, который, оказывается, параллельно создавался в Волгоградской или Томской области. Регулирование со стороны государства должно быть по особой номенклатуре, а в его рамках - специализация регионов. Сейчас промышленникам остро не хватает информации.