- Все сотрудники, от водителей до руководства, приложили максимальные усилия, чтобы получить сертификат, подтверждающий точность взаимодействия отделов, структурных подразделений и эффективность управления предприятием. Это позволит ТРМЗ выйти на более высокий уровень конкурентоспособности на рынке машиностроения и укрепить доверие потребителей, - отмечает главный инженер завода Олег Фролов.
К сертификации на ТРМЗ подошли основательно: сначала разбили производственный процесс на секторы, затем решили, какие показатели по выбранным направлениям измерять и контролировать, провели начальный SWOT-анализ данных: это метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз. Все это позволило оценить риски и оптимизировать процесс производства от планирования до выхода готовых изделий без ущерба для их качества.
- Имеющиеся внутренние документы компании "Транснефть" по умолчанию подразумевали соответствие системе менеджмента качества (СМК). Со своей стороны мы разработали дополнительные нормативные документы, определяющие специфику работы завода. Аудиторы из независимой международной компании высоко оценили уровень документации. Полученный сертификат действует три года, - поясняет ведущий инженер отдела управления качеством и технической документацией Лилия Сакерина.
Замдиректора ТРМЗ по качеству Дмитрий Наконечников высокую оценку коллектива называет закономерной: никаких сложностей не возникло, потребовалось лишь время для сбора документов, говорит он.
Внедрить и развивать СМК - полдела, важно подтвердить работоспособность системы на практике. С этой задачей предприятие успешно справляется не одно десятилетие, 22 года назад на площадке произошли революционные изменения: сделали ремонт, завезли новое оборудование. С тех пор техническое переоснащение вошло в систему.
Небольшая экскурсия впечатлила: сегодня здесь наравне с людьми трудятся роботы. В первом цехе, где производят оборудование и комплектующие для капремонта и реконструкции объектов трубопроводного транспорта, в две смены трудятся 76 человек. Ежегодно на заводе выпускают свыше 8000 единиц продукции, например, подшипники для насосов, муфты, торцовые уплотнения. Хотя главным заказчиком ТРМЗ являются организации системы "Транснефти", иногда по согласованию с головной компанией завод выполняет заявки со стороны.
- Доля импорта у нас крайне мала - буквально две-три единицы, например мотор-редукторы, которые в России вообще не производят, получаем их из Кореи, - рассказывает "экскурсантам" Дмитрий Наконечников. - Вот готовый вал - будущий ротор для насоса: его отбалансируют, укомплектуют дополнительными деталями, упакуют и отправят заказчику. Готовое изделие в сборе будет весить более 500 килограммов, а стоить около 800 тысяч рублей. Роторы выпускают лишь несколько заводов в стране, и ТРМЗ в их числе.
Второй цех, сварочно-монтажный, совсем новый: его построили в рамках специнвестконтракта, заключенного до 2025 года между Минпромторгом РФ, правительством Тюменской области и компанией "Транснефть-Сибирь".
- Тут три самостоятельных пролета: слесарный, сварочный и площадка покраски и упаковки продукции. Номенклатура выпускаемых изделий велика, но вся она так или иначе предназначена для бесперебойной транспортировки нефти. Освоили, казалось бы, совсем невероятное: шасси экскаватора амфибии, байпасные трубопроводы и даже станции очистки производственно-дождевых сточных вод. Последние нужны вахтовым нефтеперекачивающим станциям и поселкам, - рассказывает начальник цеха Станислав Рыбиков.
Ста сорока сотрудникам сварочно-монтажного цеха любая задача по плечу: автоматизированные современные станки это позволяют. Например, станок листогибочный с ЧПУ осуществляет гибку листа толщиной до 10 миллиметров. Плазменный станок может выполнять горизонтальную резку листов толщиной до 60 миллиметров - при этом предельно точно. Дмитрий Наконечников добавляет, что ТРМЗ обладает и уникальным станком, обрабатывающим заготовки высотой 1,8 метра и массой до 10 тонн - будущие корпуса насосов. Качество продукции ТРМЗ подтверждается не только обычным контролем, но и испытанием готовых образцов на удар и разрыв в собственной лаборатории. Зрелище, кстати, захватывающее.
В тандеме с роботом трудится наладчик Антон Кривощеков.
- Качество сварки у автомата несравнимо выше, чем у человека: ему даются длинные ровные швы, да еще на высокой скорости. Я лишь пишу программу и меняю расходники, - хвалит он "молчаливого напарника".
Прежде чем встать за агрегат, Антон 12 лет отработал сварщиком, досконально изучив все тонкости профессии. Уверяет, что это обязательный пункт в карьере. На заводе отмечают: специалистов высокой квалификации здесь всегда ждут, хотя кадровых проблем и не испытывают. Особенно рады наладчикам станков, станочникам широкого профиля, токарям, шлифовщикам, фрезеровщикам, слесарям механосборочных работ. Увы, учебные заведения города больше ориентированы на подготовку специалистов с высшим образованием, а не рабочих. Не так давно ТРМЗ пригласил к диалогу колледжи и техникумы, открыл двери для практикантов. Работы хватит всем, тем более что предприятие не только обеспечивает организации системы "Транснефть" качественной продукцией, но и постоянно расширяет спектр услуг и повышает планку в достижении экономических показателей.