О том, что выбирают абитуриенты частных вузов, "Российской газете" рассказал председатель Ассоциации негосударственных вузов России, ректор РосНОУ Владимир Зернов.
Владимир Алексеевич, за что отдали свои "голоса" абитуриенты? Что изменилось по сравнению с прошлыми годами?
Владимир Зернов: Повысился интерес к точным наукам. Если раньше на первом месте были экономические и юридические специальности, то сегодня - естественно-научные и IT. На IT-направление подают документы абитуриенты с более высокими баллами, чем ранее. Эти люди хорошо мотивированы и знают, чего хотят. Вырос интерес к педагогике и особенно - психологии, причем абитуриенты также приходят с высокими баллами.
Последние события внесли свои коррективы и в подготовку лингвистов, переводчиков. Если раньше у абитуриентов был интерес к европейским языкам, то сейчас - к китайскому, фарси, корейскому, японскому. Набор в группы китайского и фарси почти сравнялся с набором в группы европейских языков.
Пожалуй, немного сдали позиции направления гостеприимства, туризма и сервиса.
Частные вузы уже не вариант "про запас". Примета времени?
Владимир Зернов: Сегодня многие абитуриенты выбирают частное образование вполне осознанно. Но, к сожалению, частные вузы никак не могут получить те же права, что и государственные. Например, относительно недавно вышло постановление, в соответствии с которым иностранных студентов могут приглашать на постоянное обучение только госвузы. Хотя на всех уровнях заявлялось: аккредитованные вузы должны обладать равными правами. Я уже не говорю о том, что только государственные вузы имеют квоту на обучение иностранцев. Но если приглашение иностранных граждан на учебу - прерогатива госвузов, то о конкурентной среде, конечно, можно забыть.
А между тем, например, Австралию в лидеры образования вывели именно частные вузы благодаря значительному числу иностранных студентов.
Но тем не менее сегодня у нескольких частных вузов есть даже бюджетный набор. Какой конкурс на бюджете у вас и какие баллы у абитуриентов?
Владимир Зернов: Конкурс на бюджетные места высокий. Баллы, с которыми поступают абитуриенты, - тоже. У значительного числа тех, кто предпочел наш вуз, баллы выше 270. Таким абитуриентам были бы рады практически все вузы, возможно, за исключением Физтеха и ряда факультетов МГУ.
В РосНОУ конкурс по ряду направлений на бюджет составляет несколько десятков человек на место, ориентировочно - 40-50.
А что с магистратурой?
Владимир Зернов: Прием в магистратуру идет очень активно. К нам поступают выпускники-бакалавры других вузов, не только частных, но и государственных. Причин много. Думаю, одна из основных - то, что наш вуз представлен в международных рейтингах, в том числе в рейтинге "Три миссии". Рейтинговой оценке действительно качественно работающих университетов студенты доверяют. Выпускники-бакалавры нашего вуза обычно продолжают учебу в магистратуре, но, как правило, не на очной, а на очно-заочной форме. Это понятно: по окончании бакалавриата многие уже создают семьи и не хотят жить за родительский счет. Поэтому очная, очно-заочная форма в магистратуре очень востребована.
Магистратура, по сути, платная даже в госвузах: мал процент бюджетных мест. Надо ли менять ситуацию?
Владимир Зернов: Да. Магистратура должна быть так же доступна, как и бакалавриат. Причем контрольные цифры приема надо распределять исходя из авторитетности научных школ. Легендарный ректор Физтеха Олег Белоцерковский, который сделал систему подготовки Физтеха одним из достижений советской системы образования, считал, что качество научных школ определяет качество выпускника.
Количество бюджетных мест в магистратуре важно увеличить, чтобы мы получали специалистов, которые умеют решать конкретные задачи.
К осени будут представлены меры по созданию новой системы высшего образования. В Минобрнауки обещают рассмотреть все предложения. У Вас они есть?
Владимир Зернов: Да, скажу о том, что волнует. 284-я статья Налогового кодекса не позволяет сегодня вузу иметь более 10 процентов дохода от интеллектуальной и прочей собственности. Мировая практика - 50 процентов и выше. В ведущих вузах, Стэнфордском университете, Принстонском университете, молодом южнокорейском Пхоханском университете науки и технологий, этот показатель - 70-75 процентов. В России же, если вуз имеет доход порядка 25 процентов, он лишается льгот по уплате налогов.
Есть проблема с подготовкой кадров по различным направлениям, например, IT. По различным оценкам, дефицит IT-специалистов в стране - от 250 тысяч до полумиллиона. В ближайшей перспективе он вряд ли уменьшится. Но ждать шесть лет мы не можем. Это лишь усугубит проблему. Думаю, нужно воспользоваться тем положительным опытом, который был в СССР. Тогда, в начале 80-х годов ХХ века, обнаружилась резкая нехватка специалистов по микроэлектронике. И было принято решение готовить кадры за полтора-два года. Нашли и методы, и средства. Был проведен жесткий отбор студентов-переводников из вузов всей страны, им назначили достойную стипендию. Через полтора года выпускались готовые специалисты. Кстати, многие из них в будущем возглавили ведущие предприятия промышленности.
У нас есть все шансы выйти в мировые лидеры по подготовке кадров по данному направлению. Кстати, Индия - лидер в подготовке айтишников - обратилась к нашему вузу с предложением открыть школу подготовки IT-кадров. Казалось бы, все возможности для подготовки у Индии есть. Но там хромает уровень математической культуры. А именно это определяет качество программистов, способных решать сложнейшие задачи.