28.07.2022 19:46
    Поделиться

    Семейный фильм "Нахимовцы": почему не греет патриотический жар

    Патриотические фильмы делают все страны, где есть свое кино. Что такое целый залп голливудских мюзиклов 50-х типа "Поднять якоря!" или "Увольнение в город" (On the Town), как не прославление доблестного военно-морского флота США? Делали такие и в советском кино - "Морской охотник" или опять-таки "Увольнение на берег". Был снят неплохой фильм о нахимовцах - "Счастливого плавания" 1949 года, и оттуда пошел бессмертный Марш нахимовцев "Солнышко светит ясное, здравствуй, страна прекрасная…"

    Эти картины создавали видные, нередко великие мастера: у нас - режиссер Николай Лебедев и композитор Соловьев-Седой, в Голливуде режиссеры класса Стэнли Донена и композитора Леонарда Бернстайна. Картины стали классикой.

    Этот экскурс поможет вспомнить: патриотическое кино было, есть и будет, это нормально и даже хорошо. Вопрос только в качестве такого кино. В том, вселяет оно в людей патриотические чувства или, превращая жизнь в плакатную формалистику, идею компрометирует.

    И вот впервые с 1949 года у нас снят новый фильм о нахимовцах - он так, без затей, и называется: "Нахимовцы". В главных ролях курсантов - дебютанты, роли их взрослых опекунов играют маститые Сергей Гармаш (адмирал Корнеев) и Андрей Мерзликин (капитан боевого корабля Логинов). У Логинова два сына Семен и Тимофей (Даниил и Никита Ходуновы), они отбились от рук, связались с мошенником - клейма негде ставить - Стасом (Иван Батарев) и вместо уроков английского торгуют надувными шариками с опасным для жизни газом. Поняв, что ребят нужно спасать, капитан по блату устраивает их в Нахимовское училище, которое и должно произвести в них необходимый душевный переворот. Фильм адресован юношеству, выбирающему в жизни путь, и авторы хотят показать училище как школу мужества, товарищества и взаимопомощи, как институт, дающий завидное и к тому же бесплатное образование.

    Чтобы детям в зале было интересно и воспитательно, придуман, во-первых, любовный треугольник (послушав скверное пение хорошенькой Маши, в нее одномоментно влюбляются и юный вице-старшина Гордин и один из братьев Логиновых). А во-вторых, взят авантюрный ход с бесценным орденом князя Потемкина, который якобы хранится в институтском музее так беспечно, что любой может его взять. Ход сомнительный: только идиоты могут так хранить музейный раритет, но смышленые герои легко покупаются на очевидную нелепость, и на суете вокруг ордена, придуманной и снятой весьма сумбурно, держится вся интрига картины.

    Понимаю, что сценаристы в детстве зачитывались книгой Дюма-пэра о подвесках королевы, но согласитесь, что отнять у главной злодейки романа эти подвески для спасения чести Анны Австрийской - не то же самое, что стибрить драгоценность с витрины военного училища для спасения любимой, которую, как в готическом фильме, жулики держат прикованной к батарее где-то посреди шумного Питера.

    Все это придумано так безответственно, неряшливо и на скорую руку, что купиться на такое могут только дети, которым и адресован фильм. Знакомясь с этим миром, они всему, что видят, охотно верят, воспринимая его с преувеличенной серьезностью, - им еще не с чем его сравнить. Они даже признали картину "самой мудрой" на фестивале в Артеке, - страшно представить, что они там смотрели.

    Есть и еще одна важная неувязка - чисто морального свойства. Да, нам приходится верить авторам на слово, что мальчики-мажоры, анархисты и разгильдяи, мгновенно перековались, едва их научили бегать на корточках и тянуть носок. Но именно теперь, когда их посетило чувство долга, они легко идут на кражу "раритета", а потом вступают с бандитом в смертное единоборство в городе, набитом правоохранительными органами. Это как минимум глупое гусарство фильмом выдается за окончательную перековку двух балбесов, героев награждают честью не быть выгнанными из училища, и даже любовный треугольник тут же испаряется под жаром нахлынувших на экран чувств и радостной музыки Алексея Шелыгина, которой явно не грозит судьба саундтрека Соловьева-Седого к фильму 1949 года.

    Таким образом, единственное, что умеет режиссура Олега Штрома, - это манипулировать эмоциями зала с помощью такого безотказно действующего средства, как демонстрация военной техники под громкую музыку. Меньше удается ей работа с актерами. Скажем, такой опытный артист, как Мерзликин, в основном или ест глазами начальство, или ими яростно сверкает, а менее опытные дебютанты разговаривают, как в школьной самодеятельности. Не спешит им помочь и сценарий Игоря Евсюкова с большой компанией участников процесса: сюжетные ходы высосаны из пальца, им невозможно верить. Еще хуже написаны диалоги: ребята говорят как по писаному, а в остальное время либо рявкают команды металлическим голосом, либо дают жесткие уроки дисциплины типа "Вы чо развыступались?!" После этого составить представление о качестве педагогического процесса в элитной мореходке становится очень трудно.

    Итак, хотели показать, как из балбесов делают людей, а показали, как из них вытравляют все человеческое, превращают живых парней в утвержденный инстанциями плакат. Хотели высечь из зала патриотическую искру, а добились прямо противоположного, компрометируя самую идею гордости за такого человека и такое общество.

    Мы еще не успели понять, что произошло на бандитском катере, откуда взялся все вовремя разруливший вице-старшина Гордин (Константин Раскатов), и был ли вообще злополучный орден Потемкина, а сын уже сигналит флажками отцу-капитану: "Бой выигран, потерь нет". И растроганный отец отдает победившим сыновьям честь так торжественно, словно он уже досмотрел фильм "Нахимовцы" до ликующего финала и смог наконец понять, что за удивительную историю в нем показали.

    Поделиться