28.07.2022 07:13
    Поделиться

    Встанем в круг

    Сооружение Большой кольцевой линии (БКЛ) Московского метрополитена выходит на финишную прямую. К июлю общая строительная готовность проекта достигла 93 процентов. Основные работы планируется завершить до конца этого года, а полностью заработать новая линия должна уже в 2023-м.
    Генеральный директор компании "Мосметрострой" Сергей Жуков доложил мэру Москвы Сергею Собянину о ходе работ на станции БКЛ "Сокольники".
    Генеральный директор компании "Мосметрострой" Сергей Жуков доложил мэру Москвы Сергею Собянину о ходе работ на станции БКЛ "Сокольники". / stroi.mos.ru

    На сегодняшний день в эксплуатацию введены уже 22 станции БКЛ. Последние 10 из них (на участке от "Мневников" до "Каховской") были запущены 7 декабря прошлого года. В открытии участвовали президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин. "Новые станции Большой кольцевой линии, безусловно, заметно улучшат транспортную доступность целого ряда районов на западе и юге Москвы", - отметил президент. - Для миллионов людей поездки станут более быстрыми, удобными, разгрузятся радиальные линии подземки, во многом изменится, без преувеличения можно сказать, изменится весь ритм жизни города".

    Одновременное введение в строй сразу 10 станций было впервые в современной истории отечественного метро. Это новые станции "Терехово", "Кунцевская", "Давыдково", "Аминьевская", "Мичуринский проспект", "Проспект Вернадского", "Новаторская", "Воронцовская", "Зюзино" и реконструированная станция "Каховская".

    Чуть позже, в конце декабря 2021-го, была полностью завершена проходка подземных тоннелей БКЛ.

    Сергей Собянин назвал этот момент историческим событием в метростроении. "Закончена проходка самого большого метрокольца в мире. В однопутном исполнении всего проложено 143 километра подземных линий. Это огромный объем, это целый город под городом", - сказал он.

    Чтобы кольцевая линия заработала на 100 процентов, необходимо завершить строительство еще семи станций. Три из них ("Сокольники", "Рижская" и "Марьина Роща") расположены на северо-восточном участке БКЛ. Работы здесь идут полным ходом. К примеру, на станции "Марьина Роща", расположенной на глубине 70 метров, сейчас готовят к работе 130-метровые эскалаторы - самые длинные в московском метро.

    Еще четыре станции ("Текстильщики", "Печатники", "Нагатинский Затон" и "Кленовый бульвар") формируют восточный участок большого кольца. На сегодняшний день его строительная готовность - 81 процент. Кроме того, необходимо завершить реконструкцию двух существующих станций - "Каширской" и "Варшавской". Здесь строительная готовность составляет 58 процентов.

    Большая кольцевая линия Московского метрополитена - это основа его новой транспортной схемы. Протяженность БКЛ - 70 километров. Она включает 31 станцию и три электродепо. Для сравнения, длина существующей Кольцевой линии - 19,4 километра, а число станций - 12.

    БКЛ - это новое третье кольцо на карте столичного метрополитена. Оно расположится ближе к окраинам столицы и пересечет все радиальные линии подземки. Пассажиры получат новые варианты маршрутов, благодаря чему передвижение станет удобнее. К примеру, чтобы перебраться с одной радиальной линии на другую, не обязательно будет доезжать до кольцевой, станции которой зачастую перегружены. Это позволит снизить загрузку действующих линий метро, количество людей в поездах, особенно в часы пик, сократится.

    Чтобы кольцевая линия заработала на 100 процентов, необходимо завершить строительство еще семи станций

    Поскольку многие маршруты станут короче, жители и гости столицы каждый день смогут экономить на дороге 35-45 минут. К примеру, от "Проспекта Вернадского" до "Мякинина", где расположен концертный зал "Крокус Сити Холл", теперь можно доехать за 31 минуту вместо прежних 56. От "Говорова" до "Теплого Стана" ("Мега Теплый Стан") - за 30 минут вместо 64, от "Рассказовки" до "Воробьевых гор" - за 34 минуты вместо одного часа ровно.

    БКЛ еще теснее свяжет метрополитен с наземным железнодорожным транспортом. Она позволит пересаживаться на метро с Курского, Рижского, Горьковского, Киевского, Белорусского и Савеловского направлений Московской железной дороги. Всего со станций большого кольца можно будет сделать 13 пересадок на железнодорожные линии. А также 23 пересадки на другие линии метро, три пересадки на МЦК, восемь пересадок на МЦД-1 и МЦД-2.

    Протяженность Большой кольцевой линии составит 70 километров. Фото: stroi.mos.ru

    Неудивительно, что с запуском БКЛ в Москве появится еще несколько крупных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Самый большой из них - ТПУ "Нижегородская" - станет крупнейшим не только в столице, но и во всей Европе. Через него каждый день будет проходить до 450 тысяч пассажиров. Другой пересадочный узел появится на станции "Мичуринский проспект". Он будет связывать БКЛ с Солнцевской линией, по которой пассажиры смогут добраться в районы Солнцево, Ново-Переделкино и - в перспективе - в аэропорт Внуково.

    Крупные ТПУ появятся также на станции "Деловой центр", "Кунцевская", "Рижская". Последний соединит две линии метро (БКЛ и Калужско-Рижскую), три центральных диаметра (Курско-Рижский МЦД-2, Ленинградско-Казанский МЦД-3, Киевско-Горьковский МЦД-4) и вокзальный комплекс высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Еще два ТПУ - "Печатники" и "Текстильщики" - станут драйверами развития территорий бывших промзон.

    "Москвичи уже привыкли к тому, что из метро могут перейти на МЦД или, скажем, к остановке автобуса по принципу "сухие ноги". Поэтому стараемся развивать сеть ТПУ и строить их так, чтобы при завершении строительства очередной станции подземки выходы из нее можно было интегрировать в пересадочный узел, - отметил руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов. - Сейчас в работе более 30 ТПУ. Город финансирует технологическую часть - строительство пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, благоустройство, а инвесторы создают на свои средства рабочие места, где разместятся торговля, разные сервисы, банки, МФЦ".

    Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Татьяна Батенева
    Поделиться