29.07.2022 12:03
    Поделиться

    В Комедии имени Акимова поставили пьесу о театральной карьере, славе, интригах

    Театр Комедии имени Н.П. Акимова представил яркую премьеру - спектакль "Первая среди звезд". На постановку приглашен молодой московский режиссер Андрей Цисарук, работающий в Малом театре.
    Валерий Гордт / театр Комедии имени Н.П. Акимова

    В основе комедии "Первая среди звезд" пьеса американки Мэри Орр "Все о Еве", которую любят ставить театры. Есть и фильмы - американский 1950 года, Великобритания - 2019. История о театральном закулисье - об актерском таланте, карьере актрис, успехе, о конкуренции в театральном мире, кознях, интригах. Театр - это цветы и аплодисменты, но это и труд, пот, грязь. Главная героиня - бродвейская актриса, звезда сцены Марго Ченнинг. Она появилась на сцене в четыре года в роли маленькой феи, сейчас ее считают одной из величайших актрис. Эту роль исполняет заслуженная артистка России Елена Руфанова. Муж Марго Клемент - режиссер, продюсер (Андрей Толшин). Молоденькая Ева Харрингтон - поклонница звезды, на первый взгляд - чистая, несчастная и наивная, оказывается довольно предприимчивой, амбициозной, мечтающей не прислуживать своему кумиру, а занять на Олимпе его место. К слову, рассказ Мэри Орр, которая была актрисой, называется "Мудрость Евы" и основан на реальной истории. Позже она написала на его основе пьесу "Все о Еве".

    В роли Евы - актриса Виктория Криулина, выпускница Новосибирского театрального института.

    Это ее первая большая роль в акимовской Комедии.

    Еще в центре конфликта Карэн - бывшая актриса, "заклятая подруга" Марго, финансирующая ее спектакли (Наталья Ткаченко). И ее муж Ллойд, драматург (Владимир Миронов).

    Елена Руфанова (Марго Ченнинг): "Нам всем на смену придет другое поколение"

    Вы давно работаете в театре, закулисные интриги, актерское соперничество - это неизбежно?

    Елена Руфанова: Подобные интриги происходят не только в театре, но и в любом другом коллективе. Интриган может работать где угодно, хоть в детском саду. Человеку свойственно бороться за место под солнцем. Любой талантливый человек хочет проявить свои способности, хочет, чтобы его заметили и оценили по достоинству. Но не всем предоставляется такая возможность. И люди без моральных, нравственных принципов начинают плести интриги. Действовать "самыми грязными методами". Как наша Ева в спектакле.

    Когда мы начинали работу над пьесой, обсуждали вопрос: а имеет ли право талантливый человек любой ценой идти к своей цели? Идти по трупам. Я не знаю ответа. Жизнь показывает, что такие люди, действительно, могут добиться многого. Но я не понимаю и не принимаю такую тактику. Может, мне очень повезло в жизни, что мне никогда не приходилось заниматься подобными вещами. Может быть, кто-то и плел интриги за моей спиной, но я этого не замечала. Я просто делала свою работу. Работу, которую люблю. И нож в спину я никогда не получала от своих коллег.

    Фото: Валерий Гордт / театр Комедии имени Н.П. Акимова

    Роль звезды сцены Марго - мечта для актрисы?

    Елена Руфанова: Да, пожалуй. Но, к сожалению, пьеса не дает возможности до конца высказаться, раскрыть то, чем мне хотелось бы поделиться со зрителем - рассказать об актрисах, добившихся успеха. Мне в жизни доводилось встречаться с настоящими звездами, и, как правило, это были большие трудяги, настоящие, одержимые трудоголики. В спектакле звучит такая фраза: "Я бы тоже хотела валяться на песочке и глазки строить миллионерам". - "Ты не сможешь, ты трудоголик". Талантливая актриса рано или поздно сталкивается с вопросами: все ли я сделала в профессии, в чем смысл того, что я делаю сейчас. И мне интересно застать звезду в момент сомнений, когда она говорит: "Черт, жизнь прошла, а что дальше?" И эти вопросы задают себе многие… Не только в театре

    Наталья Ткаченко (Карэн): "Карэн пришла ко мне вовремя"

    - Предложение сыграть Карэн стало неожиданным для меня. Я знала пьесу, как и многие зрители, видела американский фильм "Все о Еве" 1950 года, получивший несколько "Оскаров".

    Но наш спектакль и киносценарий, по которому снят фильм, это можно сказать, две разные истории. И это нормально. Прошло почти семьдесят лет и мир изменился. Изменились люди, и отношения между ними тоже не остались прежними. Наша трактовка пьесы отличается от киноверсии, она равна - что мне симпатично - сегодняшней ситуации, с которой все больше и больше сталкиваешься в современном мире: потребительские отношения между людьми. История метафорическая. В сценах нет бытового существования, все имеет жесткую форму. И это, на мой взгляд, соответствует тому миру, который сейчас у нас за окном. Карэн пришла ко мне вовремя.

    Вы встречали в жизни таких женщин?

    Наталья Ткаченко: Я вижу сейчас таких людей довольно часто. Прочитала, что имя Karen, будучи самым популярным в 1950-1960-х годах именем, сейчас стало уничижительным прозвищем для женщин в современном английском сленге. Это собирательный образ заносчивого и требовательного человека, который агрессивно ведет себя и неуважительно относится к другим, а общие для всех правила не имеют к ней отношения.

    Про что наша история? Все хотели использовать девочку в своих интересах, а в итоге девочка использовала всех в своих. Так бывает. Многие продвигаются за счет кого-то, пытаются любыми способами заработать деньги, выжить, преуспеть. Мне приходилось сталкиваться с такими людьми в жизни, и я вовсе не хочу исследовать их поведение и оправдывать их в своих ролях, но поиграть таких персонажей мне интересно, безусловно.

    Мне хотелось показать историю Карэн без оправданий, без рефлексий. Женщина-"футляр" (даже ее белый костюм похож на футляр), мраморная колонна, несгибаемая, уверенная в себе, не терпящая сопротивлений с чужой стороны, все ей подчиняются - в конце упадет, рухнет, после того, как потеряет самое главное в своей жизни - семью, ради которой шла напролом, не считаясь ни с кем. И все разрушится.

    Андрей Цисарук, режиссер: "Театр провоцирует людей на ревность к чужому успеху"

    - Мы долго искали пьесу для постановки в театре Комедии, дискутировали, в результате остановились на "Все о Еве". Материал мне очень близкий - ведь он о театре, поэтому я с радостью приступил к работе про то, что знаю, чем живу. Это меня вдохновляло. Театральному режиссеру ставить пьесу о закулисье интересно, ответственно и опасно: ты очень близок к этой жизни, в чем-то, возможно, необъективен. С другой стороны - можешь показать свое собственное отношение.

    Мы делали спектакль про то, можно ли поступиться человеческими принципами ради мечты, ради театра. Мой ответ: нельзя. А как ответят на этот вопрос зрители? Ева, главная героиня, молода, талантлива, она идет на это. В результате козней, интриг она побеждает, выходит на сцену вместо звезды, но что дальше? Дальше уже ей в спину дышит следующее поколение, следующие "Евы".

    Возможны, на ваш взгляд, такие ситуации в жизни? Не в актерской среде?

    Андрей Цисарук: Ну, конечно. Правда, не так открыто, как здесь. В любом театре такое есть. В каком-то - меньше, в каком-то - больше. Работая в театре, сталкиваешься с подобными человеческими проявлениями. Театр провоцирует людей на ревность к чужому успеху, подсиживание. Но когда встречаешь людей, преданных профессии, талантливых в ней, ищущих, то видишь, что они умеют работать в этой структуре, преодолевая в себе зависть. По моему опыту - весь этот негатив может возникнуть, когда нет общего творческого начала в работе.

    Какую задачу поставили перед художником?

    Андрей Цисарук: Создать три пространства: спектакль внутри спектакля (пьеса "Золотая карусель", которую играют наши герои); закулисье (герои живут своей обычной жизнью); третье - пространство не бытовое, а эфемерное, волшебное, из него родились шесть персонажей, мы называли их клоунами, гномами, они руководят действием. Художник Дмитрий Разумов всегда может придумать интересное пространство.

    Вся команда работала прекрасно: видеохудожник Алексей Бычков, балетмейстер Екатерина Стегний. Интересное решение предложил композитор Алексей Кестнер - сделать непрерывные звуки театра, закулисья.

    Фото: Валерий Гордт / театр Комедии имени Н.П. Акимова

    Как работалось с акимовской труппой?

    Андрей Цисарук: Работа непростая, ответственная. Театр Акимова - с богатой историей, со своим укладом. Актеры там особенные, любят провокацию, розыгрыши, игру, испытывают нового режиссера. Но они очень честные, замечательные, работа с ними для меня была школой, учебой.

    Я благодарен актрисам Елене Руфановой, Наталье Ткаченко, Виктории Криулиной - они камертон этого спектакля, очень женского, недаром пьеса называется "Все о Еве". Вообще душа актера - она женская (игра, маски). И, конечно, я благодарен всем-всем актерам - надеюсь, мужчины не обидятся на меня за то, что не назвал их.

    Вообще Петербург - город волшебный, удивительный, это особая атмосфера, ни на что не похожая. Город на тебя воздействует, когда ты там находишься, работаешь. Днем репетировал, а вечером ходил в театры. Гулял по городу, по набережным… Это было замечательное время.

    P.S. Спектакль "Первая среди звезд" можно посмотреть 7 августа.

    Справка "РГ"

    Андрей Цисарук окончил Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина, актерский факультет, мастерская О.Н. и Ю.М. Соломиных (2007). Работал актером в московских театрах "Школа драматического искусства", Театр DOC, "Школа современной пьесы". Выпускник режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская Иосифа Райхельгауза, 2016). Ставил спектакли в Москве, Таллине, Архангельске, Ижевске, Цхинвале, Твери, Нижнем Новгороде. В Малом театре выпустил спектакли "Поздняя любовь", "Доходное место" по пьесам А.Н. Островского. К 200-летию со дня рождения Островского ставит в Малом театре пьесу "На бойком месте".