В Минфине РФ оценили доходы бюджета и бизнеса от маркировки алкоголя в триллион рублей за 6 лет

Ежегодно на российский рынок поступает 20 миллиардов 921 миллион упаковок алкогольной продукции. По данным Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина РФ, доли незаконной продукции составляют: в крепком алкоголе (напитки алкогольные дистиллированные и ректификованные) - 19,58 процента; среди вин игристых и газированных -15,67 процента; вин виноградных прочих, а также виноградного сусла – 16,44 процента; среди напитков сброженных (сидр, пуаре, медовуха) и смесей из напитков, содержащих алкоголь, - 44,71 процента; в вермуте и прочих ароматизированных виноградных винах – 38,59 процента; в пиве – 26,92 процента. Ежегодно сообщается о случаях массовых отравлений нелегальным алкоголем.
Варвара Гертье/РИА Новости

По подсчетам того же Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина РФ, если бы была введена маркировка всех видов алкогольной продукции, доходы бюджета могли бы вырасти на 129,62 миллиарда рублей за год. По видам продукции наибольший доход дали бы крепкие алкогольные напитки - до 70,49 миллиарда рублей за год.

Напитки сброженные (сидр, пуаре, медовуха) и алкогольные смеси добавили бы бюджету 47,02 миллиарда рублей, виноградные вина - 7,92 миллиарда рублей, вина игристые и газированные - 2,72 миллиарда, вермут и его аналоги - 790 миллионов, а пиво - еще 680 миллионов рублей. Баланс доходов и расходов государства и хозяйствующих субъектов за 6 лет в НИФИ оценили в 1 триллион 12 миллиардов 100 миллионов рублей, такую выгоду получит государство и легальные производители.

При этом затраты на приобретение уникального кода и маркировку на единицу продукции для компаний-производителей составят всего от 65 копеек - на бутылку пива и до 2,38 рубля - на бутылку вермута и прочих ароматизированных виноградных вин.

Легальные производители получат эффект за счет того, что с рынка уйдут нелегальные компании, что позволит законопослушным нарастить свою долю на рынке.

Напомним, маркировка уже стала обязательной для лекарств, молочной продукции, табака, парфюмерии, меховых изделий, обуви и ряда других товаров. В настоящее время проводятся эксперименты по маркировке БАДов, антисептиков, медицинских изделий, а также электронных средств доставки никотина и жидкостей для них.

Также с 1 июня 2022 года в России стартовал эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольных напитков. В рамках "пилота" на каждую бутылку наносят уникальный код Data Matrix, который выдается Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) на безвозмездной основе. Он позволяет проследить путь каждой единицы продукции от производителя до пункта конечной реализации. Подделать уникальный код практически невозможно - его генерирует хорошо защищенная программа.

На этой неделе Минпромторг РФ, Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) и Ассоциация производителей пива договорились начать цифровую маркировку пивной продукции с 1 апреля 2023 года. С этой даты будет запущена маркировка пивной продукции в кегах, с 1 октября 2023 года - в стеклянной и ПЭТ-таре, а с 15 января 2024 года - в алюминиевых банках.

"Диалог с Минпромторгом и оператором системы маркировки позволил выстроить эффективное взаимодействие и расширить сроки проведения эксперимента. Это дало возможность максимально подготовиться к старту программы, найти лучшие технологические решения и скорректировать сроки старта программы. Ряд решений нам еще предстоит найти и протестировать, например, механизм прямого нанесения кодов маркировки на алюминиевые банки (тесты запланированы на осень), но сотрудничество с Минпромторгом и ЦРПТ облегчит решение этой задачи", - прокомментировал исполнительный директор АПП Вячеслав Мамонтов.

Также в России планировалось начать эксперименты по маркировке прочего алкоголя, но в марте в Минпромторге РФ заявили о том, что все новые эксперименты пока будут приостановлены. Новые сроки начала экспериментов предстоит определить правительству.