Смысл параллельного импорта заключается в том, чтобы привезти в страну те товары, которые невозможно заменить аналогами. А в продуктах таких незаменимых позиций нет ни в одном из сегментов, считает министр. Свои потребности в основном продовольствии Россия давно закрывает сама, кроме тех продуктов, которые нельзя произвести в силу климатических условий. Но поставки такой продукции идут из стран-партнеров.
Министр отметил, что случаи ухода зарубежных компаний носят единичный характер. Кроме того, это открывает перспективы для отечественных брендов, которые ни в чем не уступают иностранным.
"Наши предприятия могут оперативно заместить практически любую иностранную продукцию, будь то напитки, кондитерские изделия или другие товары", - уверен Патрушев. По его мнению, ассортимент товаров практически не изменится, а в некоторых случаях даже расширится.
Министр напомнил, что у страны уже был подобный опыт в 2014 году, когда после введения продэмбарго российские производители быстро заняли образовавшиеся ниши и закрыли все потребности потребителей.
При этом минсельхоз планирует сохранить весь набор квот и пошлин на вывоз базового продовольствия, существующий сейчас. Россия играет важную роль в обеспечении глобальной продовольственной безопасности. Но внутренний рынок остается безусловным приоритетом. Сначала нужно накормить себя, а уже излишки экспортировать.
По мнению министра, экспортные пошлины и квоты доказали свою эффективность, позволили исключить дефицит социально значимой продукции и не допустить резких ценовых колебаний. К тому же этот инструмент корректируется в зависимости от рыночной ситуации. Так, недавнее решение о переводе расчета пошлины на пшеницу с долларов на рубли позволило снизить ее почти на 40%. Это позволяет аграриям сохранять достаточную рентабельность производства.
Даже в условиях экспортных ограничений Россия в этом году может отправить 50 млн тонн зерна. Объем поставок продовольствия за рубеж составит порядка 40 млрд долларов (в прошлом году - 37 млрд долларов), оценил Дмитрий Патрушев. По оценке минсельхоза, в этом году удастся собрать 130 млн тонн зерна. Это один из лучших результатов за всю историю. За последние 10 лет производство пшеницы в стране выросло вдвое, масличных - почти в два с половиной раза, кукурузы - в полтора.
"Россия действительно играет важную роль в обеспечении глобальной продовольственной безопасности и готова в полной мере использовать свой экспортный потенциал. Подчеркну: мы открыты для сотрудничества и продолжим поставлять качественную продукцию на мировой рынок", - заявил министр.
По его словам, в этом году наблюдается рост поставок практически по всем направлениям. Увеличились отгрузки масложировой, мясной и молочной продукции, рыбы и морепродуктов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года аграрный экспорт вырос на 20%.
Так, Россия окончательно стала нетто-экпортером мяса птицы, говорит генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. По его оценке, за пять месяцев этого года превышение экспорта над импортом составило более 50 тыс. тонн. Основные направления поставок - Китай, Саудовская Аравия, Казахстан, ОАЭ, страны Африки. Единственное, чего не хватает отрасли, - своего оборудования. В первую очередь это касается качественных запасных частей, быстроизнашивающихся деталей, узлов и агрегатов для установленных импортных производственных линий. Кроме того, есть вопросы в программном обеспечении, системах контроля работы оборудования и других IT-решений. В среднесрочной перспективе необходимо производство полных технологических линий, создание системы их сервиса, установки, наладки как для увеличения производства мяса птицы, так и для замены выработавших ресурс производственных комплексов.
Советник президента Центра стратегических разработок (ЦСР) Елена Разумова считает, что вклад России в мировую продовольственную безопасность будет расширяться за счет имеющихся в стране земельных и водных ресурсов. Так, по словам Дмитрия Патрушева, в этом году планируется вовлечь в оборот порядка 400 тыс. га сельхозземель.
К тому же за счет внедрения цифровых сервисов, доступа к интернету и биг-дате издержки агропромышленного комплекса будут снижаться, считает Разумова. Впрочем, текущая ситуация показала некоторые узкие места российского агроэкспорта - недостаток торгового флота, а также финансового и страхового обеспечения экспортных процедур, говорит эксперт.
По оценке главы минсельхоза, до 2030 года России дополнительно нужно построить 41 судно для экспорта продукции АПК. "Развитие собственного флота является одной из приоритетных задач, особенно в текущих условиях, когда международные логистические компании создают неоправданные барьеры для поставок российского продовольствия", - считает Патрушев, добавив, что сейчас вместе с минпромторгом и минтрансом прорабатываются механизмы поддержки строительства таких судов.