31.07.2022 19:03
    Поделиться

    Открытость стимулирует рынок

    "Засекречивание" экономической информации не помогает бизнесу адаптироваться в новых условиях
    Если внимательно приглядеться к текущим событиям новой экономической реальности, то очевидны усилия по закрытию той информации, которая может быть использована против интересов переживающей стресс-тест экономики и национальной безопасности страны в целом. Однако рационально мыслящим людям также очевидно, что для национальной безопасности страны необходимо сохранить нормальное, даже с поправками на новую реальность, функционирование рыночной экономики, которая требует определенной открытости как для анализа общего состояния рынков, оценки контрагентов, так и для минимизации санкционных рисков.

    Президент Владимир Путин уже не раз публично высказывался (явно стремясь донести в полной мере эту мысль до аудитории) о том, что Россия "не будет оторвана от мира", "в современном мире невозможно вот так все, знаете, циркулем обвести и выставить огромный забор, это просто невозможно". Поэтому и в плане закрытости, и в плане технологий, по словам президента, наша страна, несмотря на санкции Запада, не будет отброшена на десятилетия назад, как ей предрекают недоброжелатели.

    Ранее он же говорил, что Россия не собирается отказываться от сотрудничества с зарубежными компаниями: "Мы не собираемся ни от кого закрываться, и мы не будем закрытой страной, но мы должны исходить из тех реалий, которые складываются".

    Финансовый рынок по определению не может существовать без макроэкономической, корпоративной, биржевой и фондовой информации

    В то же время, если посмотреть объективно на предварительные итоги первого полугодия, то субъекты экономической деятельности уже сейчас знают существенно меньше о том, что происходит в отечественной экономике. Усиление этого тренда может привести к ухудшению качества прогнозов, принятия бизнес-решений, выработке неверной экономической политики, росту неэффективных затрат, цен и прочих издержек.

    В интересах развития российской экономики необходимо минимизировать этот негатив. Финансовый рынок, который, говоря умными словами, является огромной фабрикой по производству и потреблению данных, по определению не может существовать без макроэкономической, корпоративной, биржевой, фондовой информации. Сокращение доступа к данным также существенно ограничит возможности маркетинга, функции критически важной для любого бизнеса, если он хочет удержаться на плаву, особенно сейчас, когда бизнес ищет (просто вынужден искать) новых партнеров и открывает для себя новые рынки.

    Не менее важно для бизнеса сохранить доступ к кредитованию, где, помимо ключевой ставки, банкам важно знать, кого ты кредитуешь. Финансовые организации просто не могут обойтись без общедоступных, но профессионально структурированных данных о компаниях. Для субъектов экономической деятельности по-прежнему стоит задача проверки контрагентов. Требования российских регуляторов по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма, уклонением от уплаты налогов и т.д., никуда не делись. Кроме того, при выходе на внешние рынки сохраняются, а к российским резидентам даже ужесточаются многочисленные требования комплаенса.

    Контрагентов проверяют как на предмет финансовой состоятельности и добросовестности, так и на предмет попадания в санкционные списки. Вступление в контрактные отношения с фигурантами таких списков требует уже иного риск-менеджмента.

    Не нужно также забывать, что Россия остается членом Межправительственной комиссии по финансовому мониторингу FATF (с 2003 года), несмотря на то, что в июне эта организация несколько ограничила роль РФ в своих структурах. Однако наша страна не включена в "черные списки" этой организации, что повлекло бы за собой уже совершенно иную степень финансовой изоляции страны. Посему надо соответствовать стандартам FATF по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, проверяя контрагентов по соответствующим стандартам.

    Для остающихся у России партнеров - Индии, Китая, стран Южной Америки, Африки - также чрезвычайно важно, что наша страна остается в формате FATF, поскольку повестка борьбы с криминальными доходами, финансированием терроризма, с отмыванием средств остается актуальной и в нынешних условиях приобретает еще большее значение. В последние десять лет FATF практикует поддержание трех списков стран, в отношении которых есть подозрения в "нечистоплотности" финансовых операций.

    В первый попали государства с наибольшим уровнем риска, не сотрудничающие с FATF и против которых применяются ответные меры международным сообществом. К таким странам относятся Иран и Северная Корея. Во второй группе - страны с высоким уровнем риска, против которых, однако, ограничительные меры не применяются. Недавно там были Куба, Боливия, Пакистан, Сирия, Турция и др. К третьей группе относятся страны, руководство которых готово к сотрудничеству, но не имеет реальных возможностей для взаимодействия с FATF - не развита финансовая и контролирующая инфраструктуры и т.п. В этом списке находятся многие беднейшие государства.

    В отношении нашей страны, если речь зайдет об ограничениях, возникает риск попасть либо во вторую группу, либо (учитывая высокий, вплоть до истеричного, накал санкционного давления) сразу в первую. В случае попадания страны в "черный список" любые денежные переводы в пользу всех получателей в этой стране обязательно попадают под подозрение. А часто финансовые учреждения вообще отказываются проводить операции с контрагентами из этих государств, просто чтобы избежать лишних вопросов со стороны контролирующих органов.

    Нельзя исключать, что попытки скрыть существенную информацию о субъектах экономической и финансовой деятельности в РФ могут вызвать повышенный интерес именно со стороны FATF, которая может начать предъявлять претензии по этой части, невзирая на оговорки насчет ухода таким образом от санкционных рисков.

    Помимо этого, Россия остается в Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), работа которой во многом построена также по принципам и стандартам FATF. Партнеры по ЕАЭС будут придерживаться этих стандартов и не станут помогать российским контрагентам уходить от санкций. Слишком велики будут для них возникающие в этом случае риски.

    Уход иностранных провайдеров экономической информации (таких, как Bloomberg, Refinitiv, рейтинговых агентств и аудиторов) еще сильнее усугубляет ситуацию для российских компаний и финансовых организаций. При этом государство и бизнес попадают в разные условия: у государства есть заведомо больше информации (например, получаемой по каналам министерств, различных государственных структур, спецслужб), тогда как у бизнеса и аналитических изданий информации сегодня существенно меньше, чем раньше. Поэтому теперь бизнес еще более критически зависит от отечественных источников экономической информации.

    При этом в нашей стране созданы и действуют больше десятка экономических информационных сервисов для экономики и бизнеса разной степени эффективности, специализации и охвата, позволяющих не только быть в курсе важных событий, но и иметь необходимый инструментарий для успешного продолжения своего бизнеса, в том числе по такой важнейшей составляющей экономической информационной инфраструктуры, как эффективное проведение процедур комплаенс и проверки контрагентов.

    Эти сервисы анализируют большие объемы данных о клиентах и партнерах: юридические и физические адреса, телефоны, реквизиты, осуществляют мониторинг налоговых задолженностей, взысканий, исполнительных производств и судебных исков в отношении контрагентов. Они позволяют выстроить проверку на аффилированность деловых партнеров. А это как раз то, что чаще всего интересует реальный бизнес при проведении таких проверок: аффилированность, наличие соответствующих лицензий, возможные текущие исполнительные производства и арбитражные дела, признаки фирм-однодневок. Для более детального анализа (помимо поиска контрагентов по ИНН, ОГРН, названию, ФИО руководителя (учредителя), корпоративный комплаенс) пользователя также интересует информация по компании или ИП из госреестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП, бухгалтерская отчетность и т.д.

    Бизнесу помогут именно отечественные информационные структуры, высокопрофессиональные и признанные на рынке, в том числе международном

    Закрываясь от "врагов" (недружественных стран), важно действительно не закрываться от всего остального мира, включая дружественные страны, например, тот же БРИКС. Не стоит доводить все до абсурда. Страны, которые не ввели против России санкции, составляют две трети мирового сообщества. На них приходится большая доля мирового ВВП и мировой торговли. Лишение их важной экономической информации означало бы не просто сворачивание контактов, увеличение издержек и срыв многих сделок, но и подрыв параллельного импорта критически важных для российской экономики товаров и комплектующих.

    Международные контрагенты раньше могли обратиться за разнообразной информацией о российском рынке к близким и понятным им агентствам и службам типа Refinitiv, Argus, Platts, Bloomberg, BvD или же к зарекомендовавшим себя их российским конкурентам - "Интерфаксу" (системы СПАРК, X-Compliance), СКБ "Контур", "Коммерсанту Картотека", ТАСС, РБК и т.д. Сейчас, когда иностранные сервисы ушли из России, помогут именно отечественные информационные структуры, высокопрофессиональные и признанные на рынке, в том числе международном. Плюс здесь еще и в том, что российские организации тщательно выполняют требования национального законодательства, что позволяет соблюсти равновесие между санкционными рисками и необходимостью поддерживать нормальные экономические связи.

    В условиях беспрецедентного санкционного, политического и экономического давления Россия, безусловно, должна принимать все необходимые меры для защиты своих национальных интересов. Однако негативные последствия от излишнего засекречивания экономической информации могут быть разрушительны как для различных субъектов экономической деятельности, так и для российской экономики в целом, что также не соответствует национальным интересам страны. Необходимы совместные усилия государства и бизнеса по поиску разумного баланса мер, синергия которых поможет усилить экономику страны.

    Поделиться