Нет, разумеется, Бен Луин не предлагает перелицовку знаменитой комедии Бомарше на новый лад. Хотя, признаться, мысли такие мелькают. И один из главных героев Макс (в его роли Хью Скиннер, скорее известный по сериалам, но успевший сыграть и в фильме "Звездные войны: последние джедаи") - и повар, и официант в крохотной гостинице в горах Шотландии. Он оказывается умнее, ярче, талантливее и сильнее, чем можно было предположить вначале. Мечтающий о карьере оперного певца, на конкурсе "Голос оперы" он побеждает именно с арией Фигаро. Что касается Милли - особы, которая тоже влюблена в оперу не по-детски, то она, похоже, соединяет в себе сразу две роли - графини Розины и ее служанки Сюзанны, в которую влюблен Макс-Фигаро.
Впрочем, похоже, бесполезно искать прямые параллели сюжета фильма с оперой Моцарта. Важнее, что музыка задает основную интонацию фильма - легкую, счастливую, переносящую из скучной реальности, будь то лондонский офис престижного хедж-фонда или скромная ферма в Шотландии, владелицей которой оказывается бывшая оперная звезда Меган Джеффи-Бишоп. Герои объясняются в любви во время оперного дуэта, ссорятся под арию Папагено из "Волшебной флейты". Да, Макс выходит на сцену конкурса как на корриду, с арией тореадора из оперы Бизе "Кармен". Но в минуту отчаяния, когда разбито сердце, бросается в бой с судьбой и побеждает именно с моцартовской арией Фигаро.
Не стоит думать, что "Певица на всю голову" - фильм только для тех, кто покупает билеты в Большой по студенческому билету, ходит в кинотеатр на оперные трансляции Метрополитен-опера и Зальцбургского фестиваля и слушает божественное пение Нетребко в машине, застряв в пробке на выезде из города в weekend. В нем полно гэгов, которые так любит площадная комедия: от возврата обручального кольца в туалете до физиологической реакции на стресс конкурсантов "Голоса оперы".
Но главный комедийный эффект этого ромкома заложен в столкновении неказистой прозы жизни с блеском оперной жизни. Колоритна стервозная оперная дива, кормящая цыплят во дворе. В этой роли неожиданная Джоанна Ламли, которая начинала с девушки Бонда в давнем фильме бондианы и запомнилась игрой в "Волке с Уолл-стрит" . Прекрасна сцена болельщиков в пабе, которые со страстью и знанием дела обсуждают трансляцию оперного конкурса, словно это футбольный матч чемпионата мира.
Наконец Милли, которая разбивает сердца своим голосом, - персонаж, который обыгрывает разом неполиткорректные образы старой французской комедии и актуальный слом стереотипов о гламурной красавице и успешной женщине. Милли в исполнении Даниэль Макдональд - прелестная пышечка (кстати, среди ее прежних актерских удач роли в фильме "Пышка" и оскароносной короткометражке "Кожа"). Свою блестящую деловую карьеру в Лондоне она меняет на жестокие уроки пения в горах Шотландии. А пылкого, хотя и расчетливого любовника - на "темную лошадку", повара в пабе, разделяющего ее страсть к опере.
Но кого сейчас удивишь дауншифтингом? Хотя бы после локдаунов...
Словом, комедия, начавшаяся как история дауншифтинга, продолжается как сказка о золушке и комедия Бомарше... А счастливый дуэт Фигаро и Сюзанны в финале превращает ромком в торжество оперы над реальностью.
В опере даже стервозные дивы с наклонностями садисток оказываются добрыми феями, а крепкие хозяйственницы - роковыми красавицами. За что мы ее и любим.