- Нынешний кризис выявил серьезный и увеличивающийся надлом в западном обществе. Первое время, когда началась российская операция на Украине и все мейнстримные СМИ под барабанную дробь бросились осуждать Россию, население Европы только-только стало избавляться от глубоких психологических травм, нанесенных двухлетней пандемией коронавируса. Экономика сильно пострадала, вместе с ней и люди. Думали, что, наконец-то, наступают спокойные времена. Поэтому на первых парах масштабный конфликт на востоке Европы произвел на них шоковый эффект.
Я анализировал поведение некоторых моих знакомых. По мере возникновения трудностей - экономических и социальных, что происходило и происходит у всех на глазах, отношение стало меняться.
Население Европы, Франции в частности, стали в первую очередь заботить проблемы, с которыми оно сталкивается в повседневной жизни, а не обстановка на Украине. Да, в начале кризиса западная пропаганда, однозначно принявшая сторону Киева, в целом добивалась искомой реакции среди европейцев, но сейчас ситуация иная. Вопросы, которые себе задают: как дотянуть до зарплаты? Хватит ли денег, чтобы отправиться в отпуск? То, что расходы на энергетические продукты, будь это горючее для автомобилей, отопление, электричество, поедают до 30 процентов семейного бюджета, говорит о многом.
Родители моей жены, а они из Эльзаса, через несколько месяцев стали понимать, что корни конфликта куда более глубокие. Что речь идет о серьезном геополитическом противостоянии между Западом и Россией, в котором Украине была отведена роль некоего антироссийского разрушительного инструмента. Правда, об этом местные СМИ, как правило, избегают говорить.
Но в соцсетях при желании можно найти альтернативные мнения, да и некоторым честным экспертам порой удается пробиться в дебаты на новостных телеканалах.
Несмотря на это, многие французы выступают против нападок на Россию, а некоторые устраивают даже протестные акции, как это было в последних числах июня на юго-западе страны. Ее провела ассоциация "Русофоны Пиренеев", а участие в ней приняли местные жители. Манифестация прошла под лозунгами "Я - француз. Нет - русофобии. Нет - дезинформации". Но не только. В Марселе до этого состоялась манифестация в поддержку России, а совсем недавно в этом втором по значению французском городе перед консульством РФ был установлен большой экран и сотни горожан получили возможность в прямом эфире общаться, задавать вопросы двум французам, которые давно живут на Донбассе. Это Эрван Кастель, который вступил в ряды ополченцев еще в 2014 году, и журналистка Кристель Неан - она работает в пресс-службе ДНР. Надо ли говорить, что их видение конфликта коренным образом отличалось от того, что привыкли вещать западные СМИ.
Впрочем, и они, судя по всему, почувствовав перемены в настроениях людей, последнее время стали, во-первых, сокращать украинские сюжеты и, во-вторых, перемещать их, скажем так, с первых полос на внутренние, подчас ограничиваясь сообщениями информагентств.
Людям эта тематика здорово поднадоела. Более того, как мне представляется, внутри политических элит Запада наметился раскол. Думаю, что это сказалось на том, что местный пропагандистский механизм чуть сбавил обороты.