Работу над "Борисом Годуновым" в театре начали двенадцать лет назад, зимой 2010-го. За год до ухода из жизни Фоменко. Известно: Александр Пушкин для него был - камертоном истины и главным собеседником на протяжении всего непростого творческого пути. Те самые репетиции десятилетней давности и легли в основу "Комедии о трагедии". Сохранились, к счастью, видео- и аудиозаписи читок - теперь они магически ведут спектакль в еще одно, другое измерение.
Наивно можно было бы назвать это "заметками на полях". Голос Петра Наумовича временами приостанавливает действие, поясняя зрителю: что стоит за великими пушкинскими строками. Направляя актеров: почему и как они должны играть своих героев. "Не ставьте точку, пожалуйста! Точка - смерть для артиста!".
Точные слова, как афоризмы, высвечиваются на заднике сцены. Текст Фоменко - идущий фоном к тексту Пушкина - как декорация к происходящему.
Первое, на что он обращает внимание артистов (а теперь и зрителей-читателей) - пушкинский подзаголовок: "Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве". И это однозначно - жанр спектакля. Без комедии не может быть трагедии. На этом Фоменко настаивал - как вспоминает Евгений Цыганов.
Актер участвовал в тех читках. Репетировал две роли - самозванца Отрепьева и воеводу Басманова. Теперь ведет нас за своим учителем - в пространство вечных тем и пророчеств поэта. Но вместе с тем, в пространство шутки, доходящей даже и до скоморошества. Из одного рождается другое. Трагедии становятся комедиями - и наоборот. Урок истории - от режиссера и поэта.
Знаменитая сцена у фонтана превращается на сцене "Мастерской Фоменко" в фантасмагорию из каламбуров. Сам фонтан изображает услужливая компания сподвижников Отрепьева, державших нос по ветру. Курбский, Вишневецкий, Казак и Поэт - все присягнувшие столпились и живописно замирают в ожидании, когда самозванец встретится с возлюбленной Мариной Мнишек (Ольга Бодрова).
Отрепьев (Владислав Ташбулатов) не находит себе места: "Вот и фонтан; она сюда придет. Я, кажется, рожден не боязливым…". Вдруг - голос Петра Наумовича: "Ну, в самом деле, нельзя же так трепетать перед бабой!". Отрепьев замирает: в самом деле. Вроде бы взял себя в руки - но тут вошла Марина. Тут же снова Петр Фоменко: "Что он чувствует? А примерно, как в песне, помните: "Вот я стою я перед вами, словно голенький".
В порыве чувств Лжедмитрий выхватывает из "рук" фонтана мандолину - поет для оторопевшей Мнишек свою серенаду. "Красный Треугольник" Александра Галича. Зал лежит. Смех сделал сцену признания еще драматичней - речь не столько о любви, сколько об истинной сущности самозванца. Где он фальшивит и кому теперь поверят - ему или Марине? От пылких чувств, минутной слабости - всегда одни проблемы.
В спектакле все идет по слову мастера. И персонаж по имени Ремарка (смуглянка Стефани Елизавета Бурмакова) - словно путеводитель, ориентирует нас в пространстве пушкинского текста. Народ ждет объявления имени царя обязательно со своей душой - она в юродивом и нищем мальчике. Даже антракт - тогда, когда его предложит режиссер!
А еще - об этот Петр Наумович мечтал - на сцене появляется настоящая звонница из пяти колоколов. Он был уверен, что в "Борисе Годунове" обязательно должны звучать колокола. Но сетует: наверное, от этой идеи все-таки придется отказаться - слишком дорого. Теперь - не отказались. Сделали, как он задумывал. Можете поверить на слово: колокольный звон здесь органичен.
Практически все артисты играют в спектакле по две роли - что неудивительно: на сцене появляется почти четыре десятка персонажей! Но, если присмотреться, то и этот дуализм ролей - со смыслом. Карэн Бадалов, например, то в роли православного монаха Пимена - то он же католический Патер. Важные акценты - между строк, в полутонах, намеках. Звучание спектакля оказывается фантастически современным. Хотя для этого не делается вроде бы ничего специального - все уже сделал Пушкин. Заговоры недружественных соседей, вопиющие обманы, претензии без всяких на то оснований - чего из этого вокруг сегодня зрители не видят? Просто Фоменко, как никто, умеет вчитываться в Пушкина.
Про что спектакль? Евгений Цыганов уверен: прежде всего - про любовь. "К театру вообще и к нашему театру в частности. Про любовь к Мастеру и про любовь Мастера к слову, к Пушкину, к стране нашей многострадальной, к ее истории и к своим ученикам". Точнее, видимо, не скажешь.
Петр Фоменко о смысле точек
"Не играй в пол и не ставь точки! Точек вообще не должно быть, фраза стремится, летит, живая, как моль - до аплодисментов, когда её захлопают насмерть!.."