Российский кинопрокат переживает непростые времена. После ухода из страны крупнейших западных прокатчиков индустрия оказалась в ситуации дефицита контента. Все дело в том, что лето традиционно было сезоном как раз для западного кино - например, именно летом выходят блокбастеры из киновселенной Marvel, в то время как российские релизы аккумулировались преимущественно вокруг новогодних праздников и 9 Мая и собирали там практически всю кассу. В том числе и за счет процедуры "расчистки" проката от зарубежных конкурентов.
Появление отечественного контента в приемлемом для проката объеме и соответствующего большим премьерам качества ожидается не ранее середины октября-ноября. До этого момента вопросы выплаты зарплат персоналу и арендных платежей остаются открытыми.
По оценкам управляющего партнера киносети С5, члена совета Ассоциации владельцев кинотеатров Алексея Воронкова, до декабря 2022 года чистый операционный убыток индустрии составит 11,5 млрд рублей. "Основная проблема - нехватка оборотов в ближайшие полгода для покрытия текущих расходов. Кредитными деньгами этот вопрос не решить, так как все кинотеатры уже закредитованы по программе господдержки кино. И новые кредиты никто не даст в нынешней ситуации", - сообщил он.
В этой ситуации кинотеатры изыскивают различные способы пополнения бюджета. Один из таких способов - и самый безобидный - прокат фильмов, выходивших до февраля 2022 года и на которые были куплены лицензии. Несмотря на то, что многим из этих фильмов сегодня более полугода, они продолжают пользоваться зрительским спросом. Так, по словам Павла Поникаровского, владельца сети региональных кинотеатров "Люмен", самым востребованным в их сети остается художественный фильм "Морбиус", премьера которого состоялась 24 марта.
Дальнейшие шаги могут быть связаны с различными процедурами по параллельному импорту киноконтента. Ранее РИА Новости сообщало, что Disney и Sony "ищут каналы для параллельного импорта в РФ". По словам Поникаровского, сегодня на рынке "есть люди, которые знают людей, которые знают других людей", и которые могут обеспечить присутствие западного контента в России в надлежащем для кинопроката качестве.
Одним из способов реализации параллельно ввезенного кино могут стать так называемые "кинопродукты". Как пояснил Поникаровский, в такой схеме зрителю предлагается отечественный фильм в комплекте с иностранным, при этом прокатное удостоверение и отчет о прокате идут по отечественному фильму.
Ранее анонсировавшая выпуск таких "продуктов" в прокат киносеть "Синема Парк" и "Формула Кино" объявила об отмене акции. Совет директоров компании не согласовал ее проведение и принял решение о полной отмене из-за неприемлемости нарушения прав правообладателей контента. Как заявлено, руководство компании ожидает от Министерства культуры РФ предложений по созданию рабочей группы для реализации совместного плана поддержки отрасли кинопоказа. "Эта схема может нанести серьезный удар по системе государственного учета кинобилетов (ЕАИС)", - отмечает медиаэксперт Ксения Болецкая в своем Telegram-канале.
Частью такого плана может стать параллельный импорт кино, который предполагает выплату денег правообладателям на специализированные С-счета. Эта мера обсуждалась на круглом столе в Госдуме. При этом лицензирование фильмов будет проходить принудительно, без согласия студий. Еще одним способом, по словам собеседника "РГ", на рынке кинопроката может стать создание некой структуры, которая будет собирать деньги с кинопрокатчиков и затем выплачивать их правообладателям. По такой схеме сейчас работает Российское авторское общество в сфере публично распространяемого аудиоконтента. Это придаст кинопрокату контента "хотя бы оттенок легальности", - полагает собеседник. "В противном случае восстановить деловые отношения с голливудскими студиями будет практически невозможно", - добавляет он.
Остается на повестке дня и вопрос помощи государства рынку кинопроката. Изначально отвергнутая Минфином идея о выделении отрасли поддержки в размере 6,5 млрд рублей имеет шансы получить новую жизнь, полагает собеседник "РГ". Пока же, отмечает Поникаровский, очень эффективной оказалась так называемая "Пушкинская карта" - проект, реализованный Минкультуры. В частности, в настоящий момент в сети кинотеатров "Люмен" до 15% сборов идет именно через "Пушкинскую карту".