02.08.2022 19:01
    Поделиться

    Количество зарубежных поездок россиян по итогам первого полугодия 2022 года выросло на 25%

    Количество зарубежных поездок россиян по итогам первого полугодия 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года выросло на 25%, свидетельствуют данные Пограничной службы ФСБ России. И это несмотря на сильно сократившийся из-за санкций список маршрутов с прямыми перелетами. Погоду сделали несколько доступных направлений - Армения, Киргизия, Турция, Финляндия и некоторые другие страны, ставшие транзитным окном за границу. Помогли в бронировании таких путешествий отечественные агрегаторы и туроператоры.
    До ухода зарубежных агрегаторов 90% россиян бронировали отели онлайн.
    До ухода зарубежных агрегаторов 90% россиян бронировали отели онлайн. / Prykhodov/ istock

    За январь-июнь 2022 года россияне совершили за рубеж 8,5 млн поездок, тогда как за первое полугодие 2021 года - 6,8 млн поездок. Основной прирост пришелся на январь и февраль этого года, заметили в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Поспособствовала отмена ковидных ограничений по многим популярным зарубежным направлениям. При этом еще не было санк- ционных ограничений по авиаперевозке.

    В марте картина резко изменилась. Евросоюз и США закрыли небо для российских авиакомпаний, отменили действовавшие договоры лизинга, запретили техническое обслуживание и страхование самолетов, которыми владели отечественные перевозчики. В результате, из всего разнообразия вариантов зарубежных маршрутов сейчас действует лишь около 15 направлений, куда есть прямые рейсы, поясняет "РГ" вице-президет Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин. Ничего удивительного в том, что в первом квартале поток туристов за рубеж из России вырос на 46,7% по сравнениюс 2021 годом. Но и во втором квартале, когда уже вовсю действовали санкции, тоже рост - почти на 11%.

    Российские агрегаторы внутри страны привлекут 30-40% потока посетителей, который раньше шел на зарубежные онлайн-площадки

    Такие данные слабо отражают реальную картину посещений зарубежных стран россиянами, так как в статистику попадают не конечные пункты назначения, а транзитные страны, говорит Горин.

    Но по этим данным можно понять, какие именно страны стали мостом из России в ос- тальной мир. Например, турпоток в Таджикистан во втором квартале вырос почти в 5 раз, с 17,7 тыс. поездок в 2021 году до 86,5 тыс. поездок в 2022 году. Узбекистан и Армения показали прирост на 53%, Киргизия - на 42%. Транзитными хабами для россиян стали и некоторые страны дальнего зарубежья. Например, турпоток в Турцию вырос в 3 раза, и превысил только за второй квартал один миллион поездок. За счет пересадок в Стамбуле, говорят эксперты. Индия показала прирост на 85%, а Израиль - на 81%. Вос-пользовались россияне и от-крытой сухопутной границей с Финляндией, туда турпоток вырос на 42%, а в Эстонию - вообще в 3,6 раза.

    Но дорога - только часть путешествия, еще нужно как-то бронировать отели и перелеты за рубежом, оплачивать их. После ухода зарубежных агрегаторов и введения санкций это тоже стало проблемой.

    Но решили и эту задачу. Забронировать транзитные рейсы и гостиницы за рубежом с оплатой заранее российскими картами можно с помощью отечественных агрегаторов, поясняет "РГ" представитель Туту.ру. В компании отметили рост интереса в первом полугодии 2022 года к билетам в страны ближнего зарубежья. Наиболее востребованы перелеты в Узбекистан, Киргизию, Таджикистан, Армению, Азербайджан, Беларусь, Казахстан. Вырос также спрос на Турцию, ОАЭ, Израиль и Грузию, говорят в компании. Помогли с бронированием зарубежных отелей и туроператоры, добавляет Горин.

    Уход зарубежных агрегаторов, прежде всего Booking.com, сказался и на внутреннем рынке. Заместить импортные услуги по бронированию отелей пока сложно. Около половины туристов стали бронировать отели напрямую, свидетельствуют данные участников туррынка. Да и сами отели сейчас стараются развивать собственные службы бронирования.

    Реальная доля онлайн тревел-агентств на рынке сейчас составляет около 55%, приводит оценку сервис для планирования путешествий OneTwoTrip. Схожие данные и у сервиса TravelLine. Но доля туристов, которые бронируют отели через онлайн-сервисы, а не напрямую через сайты гостиниц, будет расти, несмотря на то, что часть отелей начали больше развивать прямые продажи ради снижения зависимости от сервисов, отмечает руководитель отельного направления OneTwoTrip Денис Дроздовский. Туристы уже привыкли планировать свои поездки и бронировать жилье онлайн, поясняет он.

    Ранее, до ухода из России зарубежных сервисов, доля путешественников, которые бронировали отели онлайн, достигала 90%. Например, по оценке компании Bnovo, до марта 2022 года напрямую бронировали отели 11% туристов, а с марта доля таких путешественников выросла до 46%.

    Такая тенденция вполне объяснима. По оценке Федеральной антимонопольной службы, доля Booking.com на российском рынке онлайн-бронирования отелей превышала 70%. Также и российский рынок, по оценкам АТОР, был самым большим для Booking.com и составлял в объемах агрегатора 6,9%. Для сравнения: доля США в общих объемах компании сейчас составляет 6,8%, Германии - 6,2%, Великобритании - 6,1%, Италии - 5,8%. Так что и для многих российских отелей этот канал продаж был основным.

    Отечественная туриндустрия понесла определенные потери с уходом зарубежных агрегаторов. На фоне непростой ситуации в туротрасли и низкой рентабельности "ОПОРА России" предлагала отменить НДС и снизить страховые взносы для отельеров. Но в минфине инициативу не поддержали, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на письмо министерства в бизнес-объединение. На запрос "РГ" в минфине не ответили. В турсообществе тем временем намерены дальше продвигать идею послаблений для отрасли.

    В целом на рынке сейчас происходит перераспределение освободившейся доли между отечественными агрегаторами. Российские агрегаторы, по разным оценкам, забирают до 30-40% прежнего трафика, а остальное перераспределяется между бронированиями на сайтах самих отелей и личными обращениями в гостиницы.

    "Примерно половина отелей ориентируется на прямые бронирования от туристов, другая половина - на существующие российские агрегаторы", - говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. Гостиницы пользуются различными инструментами, а агрегаторы сотрудничают со многими поставщиками услуг.

    Перераспределение рынка может еще продолжаться в течение трех лет, считают представители турбизнеса. Оценить ситуацию можно лишь примерно по трафику туристов на онлайн-площадки. SimilarWeb приводит такие данные. Трафик на Zabroniryi.ru составляет всего 8,5 тыс. посещений в месяц, Аcase.ru - 12,1 тыс. посещений, Bronevik.com - 243,7 тыс. посещений. С большим отрывом идут 101hotels.com и Оstrovok.ru с показателями 5,6 и 12,7 млн посещений соответственно. Трафик "Яндекс.Путешествий", агрегирующих не только отели, составляет 21,7 млн посещений, OneTwoTrip - 4,8 млн посещений без учета аудитории мобильного приложения.

    На предпочтения туристов, в свою очередь, оказывают влияние известность онлайн-площадок, рекламная поддержка и удобство пользования. Пока российским онлайн-сервисам не хватает привычного удобства и полноты информации.

    Поделиться