Тренд на пополнение сберегательных счетов ярко просматривается в статистических данных Центрального Банка РФ. На 1 марта жители Белгородской области держали на депозитах и эскроу счетах свыше 77 миллиардов рублей, а четыре месяца спустя эта сумма превысила 82 миллиарда. Рост прослеживается во всех регионах Центральной России за исключением Орловской области, однако и там они показывали устойчивый рост до мая месяца, а затем сократились с 34,5 до 32 миллиардов рублей.
Привлекательность банковских вкладов, как отмечают эксперты, ранее была обусловлена высокой процентной ставкой, а теперь, когда она снижается, пониманием надежности банковской системы по сравнению иными финансовыми структурами.
- Надежным инструментом, который позволяет сохранить средства и получить заранее известный гарантированный доход, по-прежнему остается банковский вклад, - отметил управляющий белгородским отделением Банка России Андрей Беленко.
При этом многие граждане хоть и хранят основные сбережения в банках, но все же изучают и другие финансовые инструменты. Свою роль в этом играет и цифровизация. Эксперты отмечают, что банковские мобильные приложения стали давать более четкое представление о депозитах и о том, какую выгоду предполагает каждый из них. С начала июля действует так называемая "карта вклада" - мобильное приложение рассчитывает сумму процента в зависимости от срока, на который заключается договор с банком. Второй важный момент - возможность выбора банка, который может быть даже не представлен в регионе с помощью финансового маркетплейса.
- Чтобы максимально оперативно сравнить предложения банков и узнать текущие ставки по вкладам, можно воспользоваться финансовым маркетплейсом, - пояснил Андрей Беленко. - Он позволяет удаленно открыть вклад в банке, офис которого даже не представлен в вашем городе.
Онлайн-платформа, на которой пользователи могут заключать договоры с банками, страховыми компаниями, управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов и другими финорганизациями, гарантирует, что платежи пройдут безопасно, а условия договоров будут выполнены. Сегодня она востребована. Белгородцы делятся в тематических чатам опытом: кто-то уже открыл вклад в банке, порадовавшем более высоким процентом по сравнению с местными, кто-то только присматривается к таким возможностям.
Мошенники тоже не останавливаются: в ЦБ РФ неслучайно создан реестр операторов финансовых платформ. Перед тем, как прибегнуть к этому инструменту, важно выбрать реально действующий, а не фейковый или обычный "сервис-сравнятор", который тоже покажет все ставки по депозитам, но не гарантирует самого важного - чистоты сделки и надежности финансовой организации.
При этом финансовые мошенники, помимо сетевых методов, используют уже проверенные - телефонные. Зачастую они стараются поймать тех, кто уже отдавал свои сбережения преступникам. Аналитики платформы "Мошеловка", зафиксировали колоссальный рост обращений на портал - увеличение достигло почти 90 процентов. И если раньше мошенники активнее выдавали себя за банковских служащих, то теперь все чаще представляются сотрудниками правоохранительных органов. Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества описывают простую схему. Звонящий представляется сотрудником, к примеру, прокуратуры, а так как человек, к которому он обращается, уже становился жертвой мошенничества, он очень внимательно прислушивается к собеседнику. Тот же сообщает "стандартную" информацию о том, что со счета пытаются перевести все сбережения или на имя человека оформляют кредит.
"Далее следуют разные вопросы, чтобы напугать жертву и включить режим "послушного гражданина", который, конечно же, поможет следствию. Как апофеоз - перевод звонка на "сотрудника" Центробанка для подтверждения информации. Обескураженная и дезориентированная жертва называет данные карты", - отмечают в Роскачестве.
В такие моменты, как отмечают эксперты Центрального Банка, и Роскачества, важно не поддаться панике и помнить о том, что даже сотрудники правоохранительных органов не имеют доступ к банковским данным, тем более, к информации о личных депозитах.
- Не принимайте поспешных решений, особенно в финансовых вопросах. Смело заявляйте, что вам нужно время подумать, и кладите трубку, - подчеркивает старший специалист Роскачества по тестированию цифровых продуктов Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Кузьменко. - Помните, что вы всегда можете сами позвонить в клиентскую службу своего банка и уточнить, действительно ли звонили его сотрудники. Кроме того, вся важная информация отображается в вашем личном кабинете, туда же приходят и нужные уведомления. В любой ситуации проявляйте бдительность.