Корреспондент "РГ" прокатился по новым загородным местам и нашел ответ на все вопросы.
Urman Camp был одним из первых в республике, кто открылся именно как глэмпинг. Как говорят владельцы, если бы не пандемия, у них этого бизнеса не было бы. Ильдар Хамидуллин с товарищами вел телеграм-канал по поиску и подбору туров. Они онлайн продавали путевок побольше, чем многие агентства в Казани. Однако наступил 2020 год, путешествовать стало некуда, и проект сдулся.
У одного из партнеров был участок в 16 га, купленный в живописнейшем месте Зеленодольского района под рыболовную ферму. Но, подумав, товарищи решили попробовать заняться экотуризмом, привлекли инвесторов. Сначала поставили несколько сафари-тентов повышенной комфортности с душем и туалетом и открылись летом того же 2020 года. С наступлением осени многие клиенты стали просить обустроить и зимние домики, чтобы можно было отдыхать в холодное время года. Вложения - 35 млн рублей, окупаемость примерно три-четыре года. В каждый домик встроен сибирский банный чан либо фурако. То есть у каждого гостя есть личный спа-комплекс на террасе.
Продумано все до мелочей, начиная от проработанного дизайна самих домиков, где есть теплые полы и тонированное панорамное окно в ванной вместо зеркала, и заканчивая наличием специй и масла на кухне у каждого клиента. Но пока стопроцентную заполняемость удалось обеспечить только в летнее время.
- Я много путешествую и, когда снимал апартаменты или отель, заметил, что кухня вроде есть, но в ней ничего нет. Вынужденно покупаешь литр масла, полкило соли, а потом все это оставляешь или выкидываешь. У нас же есть все, чтобы человек приехал с минимальным количеством вещей и мог приготовить себе еду.
Главный девиз глэмпинга - отдых телом и душой. Сначала даже думали вообще сделать зону свободной... от детей, однако потом от идеи отказались. Зарабатывать как-то же надо... Но шумные компании там до сих пор под запретом.
- Это сложный бизнес, зарабатывать можно гораздо проще, - говорит Ильдар Хамидуллин. - Все видят красивую картинку в социальных сетях и думают, что все это легко. Но тут каждый день что-нибудь ломается, что-нибудь происходит, мы ищем персонал, чтобы отремонтировать.
Ценник за ночь проживания - от 11 до 18 тысяч.
- У нас ценность преобладает над ценой. Это место создавалось с большим трудом и усилиями, и оно заслуживает достойной оплаты, - говорит совладелец бизнеса.
Недешев отдых и в другом прекрасном месте Зеленодольского района - на берегу залива Волги. Загородный клуб "Утрау" любят показывать в качестве примера, поскольку это первый глэмпинг в Татарстане, который системно подошел к своему развитию.
- Вначале мы хотели иметь пять домиков и сдавать их по пять тысяч рублей в сутки, - говорит один из совладельцев Рустам Аюпов. - Когда нашли этот участок, поняли, что пятью домиками не обойтись. В итоге у нас 22 домика, вмещающих 90 человек, огромный банно-термальный комплекс с открытым круглогодичным бассейном, ресторан на 130 человек и отдельно стоящий шатер на 250 персон для крупных корпоративных мероприятий.
До этого здесь был обычный дачный поселок с невзрачными домиками у леса. Новые арендаторы земли скупили почти все участки, мотивируя это тем, что спокойно жить все равно не дадут, и полностью переосмыслили пространство. Теперь вместо лесных тропинок деревянный настил, вечером все красиво подсвечено, на четырехметровой высоте между деревьями появились воздушные тропы, по которым могут гулять как дети, так и взрослые.
Особая гордость - сами домики разных видов: бунгало на берегу залива с сетчатым балконом, треугольный домик A-frame, домики-геокуполы и даже домик на дереве с лоджией на крыше. Расположен он на высоте 6 метров, из-за чего немного шатается, потому что стоит на четырех сваях. Для кого-то это минус, а кому-то нравится засыпать под покачивание. При этом жилище оборудовано системой "Умный дом", которым управляет Алиса. В общем, фотогеничных локаций предостаточно.
- Конкуренция на рынке загородного отдыха происходит по трем параметрам, - уверяет Рустам Аюпов. - Это место, на котором открылся глэмпинг, комфорт и уют в самих домиках и "меню" доступных туристу развлечений. Ни про один из аспектов забывать не нужно. Главный показатель бизнеса в гостиничной сфере - это возвращаемость гостей. К примеру, клиенту понравилось у нас - он приедет и заселится в другой тип домика, где еще не отдыхал.
Инвестиции в проект составили 150 миллионов рублей. Владельцы комплекса надеются, что он окупится в течение пяти лет.
А вот Гомер Давлятшин решил поступить проще. Имея в Москве маркетинговое агентство, он во время пандемии решил открыть глэмпинг в Пестречинском районе Татарстана специально для тех, кто хотел бы пожить на даче, не имея ни ее, ни возможности купить "домик в деревне". Вложил в первую очередь 800 тыс. рублей, на которые отстроили летние домики, и проект окупил за три месяца. В ноябре прошлого года там появились и зимние дома, а общие затраты составили 3 млн рублей. Гомер превратил свой бизнес в семейный, на его атмосферной "Дикой даче" работают родственники. И теперь он решил продавать франшизу.
- Мало просто построить глэмпинг, нужно еще понять, нужен ли он аудитории, - говорит Давлятшин. - Мы до этого помогали открывать множество стартапов, организовывали большие мероприятия, поэтому знаем, как это можно сделать эффективно и дешево.
Сам он доволен выбранной концепцией. Говорит, что ему нравится находиться здесь. Вечером гости могут собраться перед летним кинотеатром. Ценник вполне приемлемый, от 3400 до 7000 рублей, в зависимости от комфортности домика. Однако, по словам владельца, первоначально приходилось многим отказывать, поскольку глэмпинг рассматривали исключительно как место для веселых вечеринок. Тут тоже любят спокойствие.
- Многие спрашивают, почему у нас туалет на улице. Но вы же на даче! Если поставить санузел в домике, тогда и цена резко вырастет, а это уже совсем другая аудитория.
Совсем неподалеку расположился Yurt Resort: семь юрт на склоне живописного холма. А внутри - уровень отличной гостиницы: огромная кровать, белоснежная постель, банные халаты, горячая вода, ванна на ножках перед панорамным окном... При этом каждого гостя тут встречают с самоваром и "вкусняшками", а завтрак, который включен, готовится на костре.
- Пока мы вложили в проект 30 млн рублей, когда он окупится, непонятно, - говорит совладелица глэмпинга Римма Якупова. - У нас тут было чистое поле, никаких коммуникаций, свет, канализацию - все пришлось прокладывать самим.
Особая трудность была найти воду. Местные компании отказывались от предложенной работы, поскольку скважины пришлось бурить на глубину 52 метра. И это без гарантий, что удастся найти заветную влагу. Теперь у каждой юрты своя скважина.
- Мы с мужем организовывали крупные бизнес-мероприятия, саммиты, а потом, когда я "пошла за очередным ребенком", поняла, что офис - это не мое. Да и детям лучше на природе, поскольку они развиваются тут совсем по-другому.
Ошибок было много. Даже элементарно, какой обогреватель воды выбрать. Вода там жесткая, и обычный недорогой мог бы полететь через пару месяцев использования. По словам Риммы Якуповой, в том, как правильно вести свой бизнес, очень помогла дирекция по развитию природных территорий РТ. Они сотрудничают с ведущими экспертами индустрии, с практиками, которые уже открыли свои глэмпинги.
Все это вылилось в две обучающие программы. Первая - "Как создать объект отдыха на природе". По ее результатам была выпущена методичка, которая стала бестселлером среди предпринимателей. Ее заметили на федеральном уровне, а скачали люди из 40 регионов России. Второй блок - "Туризм за городом: управление качеством и сервисом". Это для тех, кто свои домики уже построил.
- Огромная проблема для предпринимателей - это земля, - говорит Платон Левицкий, куратор по развитию инвестиционных проектов дирекции. - Земельный участок должен быть красивым, со своим "духом места". Желательно - рядом с водой, с интересным рельефом, лесом, недалеко от города, чтобы были коммуникации. Теперь давайте представим, сколько стоит такой участок. Ни один глэмпинг не окупится. Мы как дирекция пытаемся соединять предпринимателей, у кого есть деньги на объект отдыха, и тех, у кого в собственности земельный участок, но человек не готов инвестировать в свою землю.
Сегодня в Татарстане можно приобрести земельный участок под глэмпинг без торгов через процедуру инвестиционного совета. При этом достаточно и небольшой суммы инвестиций. Такие нормативные акты принял местный парламент в прошлом году по инициативе главы региона Рустама Минниханова. Татарстан -единственный регион в России, где к данному туристическому бизнесу власти подошли комплексно и всячески стараются поддерживать любые начинания.
В республике сегодня есть глэмпинги с совершенно разной концепцией. К примеру, первый в России халяль-глэмпинг, где нельзя употреблять алкоголь и приезжать с домашними собачками, или место, где теплицы с клубникой должны стать главной достопримечательностью...