"Этнические вечера" возникли по инициативе туристического агентства "Тур Кавказ", где работает старший сын Болотбиевых - Адлан. Экскурсии он включил в программу в 2017 году, с тех пор гостями вечеров стали уже более 10 тысяч человек.
- В то время как раз начинался бум туризма на Кавказе - к нам стали приезжать полные туристические автобусы. Люди хотели познакомиться с культурой, которой в республике из-за послевоенных разрушений недоставало, - рассказывает Адлан Болотбиев. - В 2016 году отец ушел с работы. Будучи по характеру деятельным человеком, на пенсии он заскучал. Поэтому мы решили принимать гостей у себя дома (не люблю в данном контексте слово "туристы"), готовить ужин, в процессе рассказывать о традициях чеченцев, тем более что папа играет на народных инструментах, неплохо танцует, имеет несколько высших образований. Ему есть чем поделиться. Сегодняшние вечера качественно отличаются от первых - у нас нет шаблона, мы не пишем сценарии. Встречи проходят в свободном формате: люди задают интересующие их вопросы, а родители отвечают. Вся семья помогает в организации мастер-классов по приготовлению национальных блюд, сервирует столы, никого со стороны мы не привлекаем. В общем, это похоже на хобби.
Нередко к "этническим вечерам" присоединяются друзья и соседи, все вместе играют на музыкальных инструментах. Если собираются большие группы, без помощников не обойтись. Горячая туристическая пора традиционно приходится на лето: сейчас Болотбиевы регулярно принимают гостей раз в неделю, иногда чаще. Зимой поток спадает. Стоимость экскурсии составляет 1500 рублей с человека, и, как многие потом признаются, она становится чуть ли не главной во всем многодневном туре по достопримечательностям Кавказа, потому что позволяет обрести дружеские связи и открыть регион с новой стороны.
Группы формируются большие - не менее 15 человек. Впрочем, просторный дом на родовой земле позволяет принять разом даже 60 гостей. Такое тоже случается, в особенности летом, когда на улицах бушует зелень и цепи голубых гор на горизонте рождают мысли об активных прогулках. Тогда под большим пятнадцатиметровым навесом во дворе накрывают четыре длинных стола, куда выносят дымящийся наваристый нохчи-чорпа (чеченский суп) с прозрачным бульоном и щедрыми кусками мяса, салаты из овощей, лепешки, компот. Программа начинается с приветствия гостей главой семьи - Харона Болотбиева. В 71 год он выглядит крепким, а черкеска подчеркивает прямую осанку.
- При встрече я обязательно замечаю гостям, что они находятся в селе Толстой-Юрт, названном в честь великого русского писателя Льва Толстого, и после этого мы начинаем общение. Беседа идет в зависимости от возрастного и профессионального состава группы, - делится наблюдениями Харон. - Какие темы затрагиваем? С супругой мы вместе 45 лет, поэтому позволяем себе оставить серьезный тон, а люди всегда встречают наши шутки положительно. Чаще всего их интересует частная жизнь моей семьи - когда познакомились, как воспитали детей, как построили дом, чем занимались. Естественно, спрашивают о традициях - скажем, о калыме, о том, как складывается общение между родственниками после свадьбы. При этом предупреждаю, что в своих ответах не касаюсь политики, в особенности нынешней, хотя не всегда это и удается, - добавляет глава семейства.
Родился Харон в Казахстане. Работать начинал в обычной школе - учителем физики и математики, но, быстро охладев к своему занятию, поступил в Грозненский нефтяной институт и позже устроился на профильное предприятие. В "нулевые" занимал руководящие должности в министерствах энергетики и экологии региона, а с 2010 года возглавил только что создавшуюся национальную галерею имени Ахмата Кадырова. Но своей главной гордостью он считает семью - сейчас с ним под одной крышей живут младший сын и пятеро внуков.
- На примере свой семьи я ломаю стереотипы и показываю наш типичный быт - как ведут себя снохи, что им запрещено в одежде, обращении, и, самое главное, люди видят это воочию, - продолжает Харон Болотбиев. - У нас нет строгого устава, а пережитки, некогда изображавшиеся писателями, ушли в прошлое. Единственно по-прежнему неукоснительно соблюдается такое правило: сноха не имеет права называть по имени меня, моих родителей и близких. Она должна дать им условное имя - иначе это проявление неуважения. Даже супруга в свои 63 года не имеет права обращаться к моей матери по имени. Также сыновьям непозволительно при мне ласкать своих детей (например, угостить их конфетами или взять на руки).
По его словам, старшие гости, умудренные жизненным опытом, активнее отзываются на происходящее, чем молодежь. А еще подмечает, что выходцы из более удаленных регионов - Перми, Архангельска, Воркуты, Кирова - держатся свободнее, чем жители мегаполисов - Москвы, Ростова-на-Дону, Краснодара. Однако в лучах теплого кавказского застолья все оттаивают, и под конец вечера при расставании каждый обещает вернуться. И действительно возвращаются.
В то же время общение с группами неоднонаправленно, происходит живой обмен знаниями, навыками, да и просто эмоциями. Чем не "путешествие на диване"? До пандемии в чеченской семье часто бывали иностранные гости. Однажды к Адлану обратился индиец и горячо попросил разрешения лично увидеться с отцом. Поздним вечером он приехал с переводчицей и просидел за беседой до двух часов ночи.
- Свое желание он объяснил тем, что стремился пропустить через себя дух Кавказа - хотел узнать нравы, кухню, людей. Лично мне с ним было любопытно поговорить, - вспоминает Харон Болотбиев.
Тем временем
В Чечне разрабатывают первый туристический маршрут к крупнейшей пещере Варзаг-Хьех в возрождаемом Галанчожском районе, который после депортации чеченцев в 1944 году до сих пор остается пустым. Об этом сообщил министр по туризму региона Муслим Байтазиев. Высота входа в пещеру достигает 48 метров. Природный объект расположен на высоте две тысячи метров над уровнем моря, спелеологи хорошо его исследовали, однако путь к нему труден. Тропу к пещере обустраивают экологические волонтеры и активисты.