Кикшеринг появился в Ставрополе в 2021 году. Клиенту для поездки на самокате не нужно общаться с оператором. Можно подойти к любому свободному самокату и арендовать его через мобильное приложение, а после поездки - оставить в одной из точек, отмеченных в приложении на карте.
Но бизнес-модель - это идеал, а в действительности нередки невежество и вандализм. Некоторые пользователи опасно ездят по тротуарам, то и дело бросают самокаты посреди пешеходных дорожек, иногда ломают. Горожан это возмущает, и они жалуются в администрацию города. И там нашли решение: никакой свободной парковки, только стационарные точки. Где они появятся, решит муниципалитет.
- Есть схема, утвержденная постановлением администрации в 2021 году. На ней 50 точек проката велосипедов, самокатов, роликов и другого спортивного инвентаря по всему городу. Схема учитывает градостроительные нормы, а также наиболее проходимые и удобные для горожан места, доступность для маломобильных категорий населения. Например, согласно схеме самокаты не могут хаотично валяться на тротуарах там, где нет оборудованных станций, - говорится в сообщении администрации.
Чтобы добиться порядка, городские власти обратились в Арбитражный суд с иском к кикшеринговой компании. Требование максимально лаконичное: прекратить деятельность по предоставлению в краткосрочную аренду самокатов без соответствующего разрешения органа местного самоуправления.
В компании корреспонденту "РГ" заявили, что администрация намерена предоставлять те самые полсотни мест для стационарных парковок через аукционы. Для кикшеринга такая модель означает прекращение работы в краевой столице.
- Власти Ставрополя не понимают, как устроен сервис кикшеринга и продолжают рассматривать его как классический прокат. Согласование и оплата оформления даже одной-двух станций в городе может занять до нескольких лет. Это означает, что деятельность компании в крае в конечном счете будет невозможна.
По данным организации, для того, чтобы кикшеринг в Ставрополе работал полноценно, нужно не менее 500 виртуальных зон завершения аренды самокатов.
Казалось бы, теперь судьбу кикшеринга в краевой столице может решить только суд, однако общественники не согласились с такой перспективой. В дело вмешался аппарат уполномоченного по правам предпринимателей, а руководитель АНО "Центр защиты бизнеса СК" Сергей Владимиров даже смог организовать переговоры конфликтующих сторон. По его словам, уже это можно считать позитивным фактором:
- Грамотные управленцы и юристы используют суды как инструмент, а не как последний довод. В каждый момент можно сесть за стол переговоров и прийти к согласию, - уверен Сергей Владимиров.
По мнению эксперта, спор возник во многом из-за того, каким образом муниципалитет предпочел решать проблемные вопросы:
- Есть модель государственного управления, при которой для любого начинания нужно разрешение власти. Есть другая, при которой все, что не запрещено, - разрешено, а дальше по мере того, как появляется что-то новое, власти при помощи законотворчества регулируют процесс. Вот в Ставрополе появилось что-то новое - кикшеринг. Возникла проблема с тем, что самокаты стали бросать где ни попадя, иногда в сломанном виде. Можно выйти на переговоры с бизнесом, обсудить, какой они видят выход из ситуации, - говорит общественник.
Владимиров считает, что один из способов разрешить конфликт - прописать правила на уровне региона, а не в каждом муниципалитете по отдельности. Кикшеринг работает не только в Ставрополе. И в других городах у бизнеса возникали проблемы. Например, в Ессентуках самокаты вообще без законных оснований эвакуировало муниципальное предприятие по благоустройству. Вернуть технику удалось только после жалобы в прокуратуру. Единые нормы, спущен- ные от краевых властей, могли бы исключить подобные инциденты.
Также эксперт считает, что у муниципалитетов пока что нет стратегического видения, как должен выглядеть прокат средств индивидуальной мобильности в городе. Для многих горожан аренда самокатов - это не развлечение, а, скорее, аналог общественного транспорта. Власти же пока это игнорируют.
Кстати, в конце июля в Ставрополе состоялось обсуждение проекта Комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) - это ключевой документ, который определяет стратегию на десятилетие вперед. В текущей версии документа о средствах индивидуальной мобильности вообще нет ни слова.
Следующее судебное заседание по вопросам кикшеринга пройдет в середине сентября. А следующий этап переговоров может состояться уже в августе. Удастся ли договориться без вмешательства Фемиды - пока неясно. Представители компании-прокатчика предложили властям обсудить требования к зонам завершения аренды, а также готовы обустраивать парковки за свой счет. Устроит ли это муниципалитет - пока неизвестно.