Поделиться

    На Урале создали умный и доброжелательный светофор будущего

    Горожане привыкли видеть на улицах стандартные светофоры с тремя секциями: зеленой, желтой и красной. Они регулируют движение на протяжении века. Но в последнее годы на российских дорогах стали появляться светофоры с дополнительными секциями, мультимедийными дисплеями, да еще и непривычной квадратной формы. Почему автоматических регулировщиков начали изменять и какими представляют разработчики светофоры будущего?
    На "Иннопроме" представили несколько моделей светофоров будущего.
    На "Иннопроме" представили несколько моделей светофоров будущего. / Татьяна Андреева/РГ

    На последнем "Иннопроме" уральское предприятие показало целую линейку непривычных светофоров: с ходу даже не угадаешь, что перед тобой. Руководитель Центра группы промышленного дизайна завода и председатель союза дизайнеров Свердловской области Сергей Шашмурин объяснил "РГ", в чем соль грядущих изменений.

    Сергей Шашмурин: Светофор - это же не только утилитарный объект регулирования дорожного движения, к которому мы все привыкли, он готов стать единицей развития умного города. Расширить свой потенциал, чтобы помогать жителям получать полезную информацию. Разрабатывая все новые виды светофоров, мы не революцию хотим сделать в регулировании дорожного движения, а эволюционно расширить возможности.

    Не так давно на зарубежной выставке был представлен "светофор будущего" в разработке которого участвовали вы. В чем его уникальность, поразившая экспертов?

    Сергей Шашмурин: Этот проект - бросок в будущее. Он был разработан совместно со студией Артемия Лебедева. В пошлом году мы за него получили европейскую премию, сравнимую с "Оскаром", но только в области дизайна, а в нынешнем - реализовали наработки уже на конкретном образце. Внешне это - моноэкран, как большой гаджет, на который выводится вся информация. Понятно, что классика. Цветовые индикаторы - красный, желтый, зеленый - никуда не исчезли. Но появились и дополнительные элементы регулирования движения, на экране высвечиваются знаки, к примеру, запрет или разрешение поворота. Есть возможность вывода на панель другой важной дорожной информации: погодные условия, состояние трассы, ограничения и так далее. Кроме того, такие регулировщики станут "умными" благодаря 5G-модулям, вайфай-адаптеру, а также датчикам температуры, влажности воздуха и уровня шума. Такие светофоры избавят городские улицы от столбов с навесным оборудованием, портящих внешний вид. Мы впервые в стране создали трехсекционный светофор, который, помимо цветового индикатора, имеет дополнительный функционал.

    Привычный светофор - компактный, аскетичный прибор. Где здесь место для дополнительной информации?

    Сергей Шашмурин: Средняя "желтая" секция - наиболее оптимальный вариант. Здесь в момент ожидания можно выводить какую-то знакографику, информацию для водителя. Но любой дополнительный контент должен быть полезным для участников движения. Светофор становится универсальным средством вывода информации. Он же может стать объектом для сбора информации. У нас уже есть модель, где вмонтирована видеокамера, фиксирующая дорожный поток. Кроме того, задняя панель за светофором специально сконструирована, чтобы на ней размещать дополнительные функциональные модули. К примеру, блок экологических датчиков, который позволяет мониторить в конкретной локации состояние окружающей среды: определять степень загазованности воздуха, параметры вредных выбросов. С учетом большого количества светофоров можно единовременно получать данные из любой точки города.

    Мониторингом состояния окружающей среды специалисты занимаются и без светофоров...

    Сергей Шашмурин: Но мы же говорим об единой сети. Дальше работает система умного города: данные попадают в общую сеть (например, на сервер городского центра организации дорожного движения), концентрируются на конкретной платформе, к которой - свободный доступ. На основании этой информации специалисты, экологи к примеру, могут определять уровень загазованности, а горздрав рекомендовать людям с различными нозологиями: насколько опасно ему появляться в определенной точке, предлагать какой-то альтернативный маршрут через специальное приложение. Город становится умным на персональном уровне.

    Сейчас, когда мы говорим о смарт-технологиях, чаще всего в пример приводим энергосберегающие системы, которые помогают экономить бюджетные средства. Понятно, экономия бюджета - это хорошо, но она где-то там, далеко, и на мою жизнь влияет опосредованно. А через систему светофоров мы можем получить важную жизненную информацию для конкретного пользователя.

    В ГИБДД приветствуют стремление конструкторов к расширению его функций?

    Сергей Шашмурин: К сожалению, некоторые технологические возможности, которые мы заложили в светофоры, на сегодняшний момент ограничены ГОСТами. Государственные стандарты в дорожной инфраструктуре очень консервативны и зарегулированны. Мы технологически можем сделать светофор с гибкими интерфейсами, многосторонней анимацией, но на реальной улице его разместить пока невозможно - запрещено. Для начала мы бы хотели добиться изменений в ГОСТах для вывода квадратных сигналов, поскольку квадрат имеет большую площадь чем круг, а значит, сигнал будет заметнее для всех участников движения. Подчеркиваю: предлагаемые нами изменения не предполагают каких-то рекламных форматов. Светофор как объект дорожного регулирования должен нести исключительно полезную информацию, но функционал этой информации может быть расширен в пользу человека.

    Тем не менее одно из ваших предложений - активная анимация - уже используется в светофорах и появилась на улицах некоторых городов…

    Сергей Шашмурин: Да, анимация - один из наших самых серьезных прорывов. Теперь светофоры для пешеходных переходов могут не только показывать силуэты человечков, но и оживлять фигурки. Фигурки могут ускорять шаг, если заканчивается сигнал на переход, смотреть на часы в нетерпении: когда же сменится красный сигнал. Параллельно эти светофоры показывают обратный отсчет времени. Мне кажется, такое мультяшное оживление по-доброму настраивает пешеходов. Сигнализирует о том, что город к ним расположен дружелюбно. Это очень важно для формирования эмоционального комфорта оптимистичной городской среды. Например, для Екатеринбурга разработана анимация с фирменным человечком. И таким образом мы можем персонализировать светофор под город, в каждом - свой человечек. Но мы внедрили не только анимацию, но и возможность брендирования конструкции, если уж говорить о внешнем облике, сделав светофор не безликим утилитарным изделием, а подчинив его правилам дизайн-кода города.

    Мнения

    Владимир Соколов, руководитель межрегиональной общественной организации "Союз пешеходов":

    - Сейчас в стране, по данным ГИБДД, только до 20 процентов пешеходных переходов оснащены светофорами, при этом более трети наездов на людей совершается на нерегулируемых переходах. Светофоров должно быть больше, а то, что они меняют облик, - ничего страшного. Процесс - естественный. Но все-таки главное не дизайн, а четкая регулировка, чтобы не было разночтений среди автомобилистов и пешеходов: кто поворачивает, а кто идет. Важно табло, на котором фиксируют не только цвет, но и отсчет обратного времени. Я бы к этому еще добавил звуковые сигналы, чтобы пожилые люди понимали, что время истекает. А развлекательные элементы типа анимации, по-моему, будут отвлекать внимание.

    Дмитрий Ларионов, представитель комитета по защите прав автомобилистов Свердловской области:

    - У светофора все-таки должна быть понятная конструкция. Чтобы водитель издалека понял: перед ним световой регулировщик движения. Причем, даже если по каким-то причинам он отключен, водитель должен понимать: эта конструкция - не какой-то там замкнувший указатель, а именно светофор и надо быть особенно внимательным на данном участке дороги. Если объект непонятен и по форме, и по заложенным в нем функциям, то рано или поздно появятся водители, которые не станут видеть в этом устройстве светофор. Я понимаю практический смысл многих преобразований, например появление дополнительных секций, которые регулируют повороты. Но, что касается информационной составляющей, это отвлекает внимание. Светофор и система, которая дает дополнительную информацию, - это разные вещи.

    Справка "РГ"

    Первый в мире автомобильный светофор, управлявшийся вручную, установили в декабре 1868 года в Лондоне возле здания парламента, чтобы облегчить его членам переход проезжей части улицы. Первый электрический с двумя круглыми сигналами красного и зеленого цветов установили в Кливленде (США) 5 августа 1914 года. Именно эта дата считается Международным днем светофора. Проекты автоматических светофоров, работающих без участия человека, появились лишь спустя четырнадцать лет. В СССР первый автоматический светофор был установлен 15 января 1930 года в Ленинграде. Вскоре световые регуляторы разместили в Москве, Ростове-на-Дону и Свердловске.