Помимо арбитражных споров по инициативе областной прокуратуры Следственным управлением Следственного комитета по Иркутской области было возбуждено уголовное дело: с полдесятка человек, в том числе непосредственные участники арбитражного процесса о подписании мирового соглашения, были задержаны и отправлены в СИЗО почти на три месяца.
В соответствии с результатами проверки военной прокуратуры действия представителей Минобороны России, подписавших мировое соглашение и фактически распорядившихся земельным участком, были признаны абсолютно законными и совершенными от имени и в интересах департамента имущественных отношений Минобороны России. Помимо этого в ходе рассмотрения дела было установлено, что органы прокуратуры Иркутской области были осведомлены о том, что договор аренды от 2007 года заключен и исполняется сторонами, еще в октябре 2015 года, однако в тот момент законность договора надзорным органом не оспаривалась.
Споры вокруг земли начались только в 2019 году, уже после того, как было заключено мировое соглашение и появилась возможность полноценного освоения этой земли. Так или иначе, но 16 мая 2022 года судебная коллегия арбитражного суда Иркутской области, взвесив все обстоятельства дела, отказала региональной прокуратуре в отмене мирового соглашения. Иркутский облсуд 1 июня 2022 года освободил из СИЗО обвиняемых по делу, сочтя заключение под стражу излишне суровой мерой. А 15 июня арбитражным судом было отказано прокуратуре и в удовлетворении иска о признании недействительными действующих договоров аренды между администрацией Иркутска и АО "Ассоциация застройщиков города Иркутска" (АЗГИ).
Казалось бы, в условиях устоявшего судебного акта и утвержденного им мирового соглашения, законность которого была подтверждена судом, право аренды не должно более вызывать никаких вопросов ни у надзорных, ни у правоохранительных органов. Однако глядя на развитие событий со стороны, может сложиться такое впечатление, будто в Иркутской области отдельные представители правоохранительных органов, возможно, существуют в какой-то иной реальности.
АЗГИ после разрешения судебных споров обратилось в администрацию Иркутска с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилья на арендованных участках, представив полный пакет документов в соответствии с Градостроительным кодексом и административным регламентом. Однако поданные документы были немедленно изъяты сотрудниками регионального Следственного управления. После этого застройщик обратился с новым заявлением, приложив два пакета документов на случай повторения следственных действий.
Эти документы также были изъяты. Следователи нередко берут у тех, кого обыскивают, подписку о неразглашении. Возможно, поэтому в обоснование отказа в выдаче разрешения на строительство, подписанного начальником горотдела, фигурирует странная формулировка "по объективным причинам". Результат третьего обращения за разрешением снова был отрицательным, и снова "по объективным причинам".
К слову, в письме в Госдуму застройщик делится наблюдением: "Начальник отдела выдачи разрешительной документации после общения со следователями написал заявление об увольнении по собственному желанию, а его заместитель ушла на больничный". Подобные факты нуждаются в проверке, но если они найдут подтверждение, можно будет только удивляться столь странному стечению обстоятельств.
По негласной информации, этим для многих неожиданным событиям предшествовала беседа отдельных чиновников с сотрудниками Следственного управления, которые, не исключено, могли далеко непрозрачно кому-то и намекнуть на некие возможные последствия. О характере бесед с силовиками в принципе можно только догадываться, не стоит забывать о "тайне следствия", на которую те всегда могут сослаться. Но после визитов правоохранителей целое направление деятельности муниципалитета, по сути, оказалось парализовано.
По мнению адвокатов, с учетом судебных решений, подтвердивших законность арендных отношений, и в отсутствие судебных запретов и ограничений на использование земельных участков подобные действия могут быть охарактеризованы как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. Застройщик посчитал действия правоохранителей незаконными и подал жалобы в федеральный центр.
Второе странное совпадение в этой истории касается рассмотрения апелляционной жалобы прокуратуры Иркутской области в Четвертом арбитражном апелляционном суде Читы. Назначенное на 26 июля судебное заседание под предлогом предоставления дополнительных пояснений от прокуратуры, о котором можно дискутировать, было перенесено на 9 августа.
В совокупности вся цепочка изложенных событий заставляет задуматься: а не предпринимаются ли некими силами отчаянные попытки не позволить застройщику получить разрешение на строительство? И не предпринимаются ли параллельно попытки оказать давление на судебные органы, что у нас по закону запрещено? В условиях поразительной для застройщика слаженности действий органов прокуратуры и Следственного управления по Иркутской области проблема может и не найти решения на региональном уровне. Получается, что точку предстоит поставить федеральному центру. Кстати, ситуация уже взята на контроль в Москве - 2 августа первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко направила запрос в адрес руководства СК России. Парламентарий просит провести проверку доводов, изложенных в поступившем в Госдуму обращении, и при наличии нарушений со стороны сотрудников СУ СК России по Иркутской области принять меры в соответствии с законодательством РФ.
Стоит отметить, что эта во многом запутанная история выглядит своеобразным диссонансом на фоне последних указаний руководства страны и силовых ведомств о необходимости снизить административное давление на бизнес и обеспечить максимальную экономическую свободу. До Иркутской области, видимо, эти посылы еще в полной мере не дошли.