Для ускоренного внедрения российских семян в сельхозпроизводство, в частности, планируется сформировать план закупки семян в разбивке по регионам, сообщили в минсельхозе. Такая схема уже работает в минеральных удобрениях: аграрии из регионов подают заявки на покупку минудобрений - компании их исполняют.
Сейчас доля российских семян составляет примерно 63%. Но в Доктрине продовольственной безопасности говорится, что своих семян у нас должно быть минимум 75%. При этом если по пшенице Россия удерживает ведущие позиции (97% рынка), по некоторым культурам картина не так радужна. Например, ситуацию с самообеспеченностью семенами картофеля и сахарной свеклы глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров недавно называл близкой к катастрофической. По подсолнечнику импорта больше 70%, а по сахарной свекле и картофелю - более 90%.
В рамках госпрограммы у российских селекционеров есть впечатляющие результаты, в том числе по семенам картофеля и свеклы. Но этого крайне недостаточно, признавал министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев в конце июля. России нужны конкурентные сорта и современные отечественные технологии для полного цикла ведения селекции и семеноводства. Нужно выстроить непрерывную цепочку: от запроса бизнеса до результата у селекционеров и дальнейшего тиражирования именно тех результатов, которые востребованы бизнесом, говорил министр.
По словам первого заместителя министра сельского хозяйства Оксаны Лут, уже сейчас многие российские семена не только не уступают в качестве импортным, но и зачастую превосходят их по ряду характеристик. Они показывают высокую урожайность, лучшее качество и максимальную эффективность в определенных природно-климатических условиях.
При этом к иностранной селекции все чаще возникают вопросы со стороны Россельхознадзора. Например, с 6 июля запрещен ввоз в Россию семян подсолнечника из французских питомников Lidea France и Limagrain Europe - в них нашли такое заболевание растений, как фомопсис, которое может снижать урожайность подсолнечника на 20-50%, а также вызывает потерю масличности семян до 12%. Французские поставщики при этом не приняли мер по устранению претензий российской стороны.
Кроме картофеля и сахарной свеклы, сейчас большое внимание обращено и к семенам подсолнечника. По словам Лут, в этом году площади под подсолнечником увеличены до 10 млн га. И в ближайшее время культура сохранит устойчивую долю в структуре посевов. Масличные считаются одной из самых маржинальных культур. Однако в традиционных регионах-производителях, за исключением Сибири, достаточно высок процент иностранных семян. При этом международная компания Corteva, как раз специализирующаяся на производстве семян подсолнечника, в конце апреля заявила об уходе с российского рынка.
Уход Corteva создает прекрасные возможности для российских игроков в условиях снижения глобального конкурентного давления, считает директор Института права и развития ВШЭ-Сколково, директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов.
Что касается семян сахарной свеклы, по оценке генерального директора "Щелково Агрохим" Салиса Каракотова, уже в 2023 году можно обеспечить Россию семенами сахарной свеклы на 40%, в 2024 году - на 75%, а в 2030 году выйти на полную самообеспеченность. Все наработки для этого уже сделаны.
При этом Иванов отмечает, что Запад не вводил запрета на поставки семян в Россию - селекционный материал выведен из-под санкционного давления. А после стамбульской зерновой сделки ситуация в растениеводческой отрасли с точки зрения санкций в России гораздо благоприятнее, чем в других отраслях, считает эксперт.
Тем не менее задачу по обеспечению продовольственной безопасности и уменьшению зависимости отрасли от зарубежных семян никто не снимал. Другое дело, что раньше российская селекция развивалась исключительно за счет господдержки. А надо, чтобы у всей этой работы была рыночная основа - только долгосрочный спрос со стороны российских аграриев на отечественные семена может быть гарантией устойчивости результатов, которых хочет достигнуть министерство, подчеркивает Иванов.
Еще в конце 2020 года НИУ ВШЭ совместно с партнерами на площадке "РГ" представили план из десяти шагов для трансформации российской селекционно-семеноводческой отрасли. В числе этих шагов, например, организация нескольких образовательных центров подготовки селекционеров, биотехнологов и биоинформатиков; создание цифровой базы данных государственных генетических коллекций. Также ВШЭ предложил направить меры господдержки на создание вертикально-интегрированных национальных лидеров в области селекции, семеноводства и пакетных агротехнологических решений на основе российских частных компаний или компаний с государственным участием.