"Мы активно развиваем собственное производство. Разумеется, при этом нельзя допустить потери качества для конечного потребителя. А наиболее важным инструментом для этого как раз и являются государственные стандарты", - подчеркнул председатель правительства.
В прошлом году в законодательство внесли изменения, позволившие сократить сроки разработки государственного стандарта с 24 до 9 месяцев, и руководитель федерального агентства считает это своевременным решением. "Мы сейчас видим первые результаты. В течение 2021 года было принято 1600 новых стандартов. Это абсолютный максимум за более чем пятилетний период", - рассказал Шалаев.
Самое важное, считает глава ведомства, не количество принимаемых стандартов, а насколько они применяются на практике. "Впервые почти половина всех стандартов, которые были приняты, - это стандарты, разработанные по инициативе бизнеса", - подчеркнул Антон Шалаев. По его мнению, это говорит о том, что они становятся не только требованием безопасности, но также качества и конкурентоспособности.
Стандарты помогают не допускать на рынок контрафактные товары. В этом свете Михаил Мишустин особенно обратил внимание на контроль качества топлива на автозаправках страны. Росстандарт ежегодно проверяет более тысячи объектов нефтепродуктообеспечения, подтвердил глава федерального агентства масштаб работы. Если в 2015 году, когда она только начиналась, на более чем 20% заправок имелись нарушения, то в прошлом показатель был всего 4,9%. "По сути дела, объем контрафактного, фальсифицированного и просто несоответствующего бензина, который используют наши граждане, сократился более чем в четыре раза за это время", - заявил Антон Шалаев.
В этом году правительство ввело мораторий на контрольно-надзорные мероприятия. Росстандарт тоже учел это и полностью сконцентрировался на профилактических мероприятиях. "Наша задача сейчас - акцент на разъяснительные, профилактические меры", - подчеркнул руководитель ведомства.
Ведомство охвачено и цифровой трансформацией, стараясь максимально переводить свои услуги в электронный вид, делая их удобными для бизнеса и граждан. Так, в цифровой бумажный формат переведены все утверждения типов средств измерений и стандартных образцов. "Мы также ушли от бумажных свидетельств о поверке средств измерений. Сейчас существует единая государственная информационная система "Аршин", созданная нами, где аккумулированы все актуальные данные о поверке всех средств измерений, используемых как предприятиями, так и гражданами, включая знаменитые водосчетчики, электросчетчики", - рассказал Шалаев.
В прошлом году в цифровой формат перешло согласование отзывных программ в области автомобильных колесных транспортных средств. "В ближайшее время, уже в этом году, планируем запустить этот сервис через госуслуги, когда владелец автотранспортного средства, в случае если его автомобиль попадает под отзывную кампанию, получает соответствующее уведомление об этом на госуслугах", - сообщил глава Росстандарта. С 2017 года активно ведется работа по цифровизации процесса самой разработки стандартов и цифровому его представлению. "Мы планируем до 2024 года более 80% всех стандартов перевести в цифровой вид, потому что абсолютно уверены, что в ближайшей перспективе именно цифровые форматы ГОСТов будут гораздо более востребованы предприятием, чем традиционные бумажные брошюры, содержащие те или иные требования", - считает Шалаев.