Из письма Юрия Казакова, сентябрь 1958 года
8 августа исполняется 95 лет со дня рождения Юрия Казакова. Первый юбилей, который мы встречаем без жены писателя Тамары Михайловны. Без его друзей: писателя Виктора Лихоносова, ушедшего в августе прошлого года, и кинорежиссера Юлия Андреевича Файта, с которым мы простились всего месяц назад, 4 июля.
Незадолго до своего ухода Юлий Андреевич передал мне драгоценную реликвию - сценарий фильма по рассказу Казакова "Манька". Автор литературного сценария - сам Юрий Павлович Казаков.
Фильм должен был стать дипломной работой выпускника ВГИКа Юлия Файта. В 1958 году он прочитал рассказ "Манька" в журнале "Крестьянка". Совсем небольшой - пять страниц! - рассказ так поразил юношу, так зримо ему представилась история поморской девушки-почтальона, что он тут же бросился искать автора.
20-летний Юлик Файт и 30-летний Юра Казаков, только окончивший Литературный институт, быстро поладили. Юрий согласился на экранизацию рассказа. Оставалось написать и утвердить литературный сценарий.
Поначалу Казаков загорелся новой работой, подписал на "Мосфильме" договор, с гордостью рассказывал всем о будущем фильме, но со сценарием тянул.
Юлий Файт не стал ждать, а поехал на Белое море, по следам Казакова - искать в поморских деревнях натуру для съемок. Незаметно для себя Юлик оказался в погранзоне и был задержан как шпион. К счастью, ситуация прояснилась и он благополучно вернулся в Москву.
А сценария все не было и не было. Казаков успокаивал Файта, обращаясь к молодому режиссеру с подчеркнутой уважительностью (письмо из Малеевки от 3 ноября 1959 года): "Милый Юлий Андреевич! Вы, наверное, ругаете меня последними словами - и стоит!.. я посмотрел здесь несколько итальянских фильмов, и стало мне грустно очень - так здорово. Сомневаюсь в себе... С завтрашнего дня, обещаю Вам, засяду за сценарий. Будьте здоровы. Как только напишу черновик, тотчас извещу Вас..."
Причина промедления была, конечно, не в итальянских фильмах. Просто Казаков очень любил "Маньку" и никак не мог решиться на переделку рассказа в сценарий. Юрий дорожил в нем каждым словом. Не то что сокращения, а одна лишь только перестановка слов в предложении причиняла писателю боль.
И все-таки симпатия к начинающему режиссеру и опасение подвести его победили. Юрий Казаков сдал сценарий на "Мосфильм". Он честно отдал этой работе всю свою любовь к Северу. И Манька после этого стала ему еще дороже.
"...Вся она собралась уже душой, скоро пойдет одна по берегу и будет пить глазами море, дорогу, лес, мох, кресты - будет молчать или петь, погружаясь в свои мысли..."
Но тут посыпались замечания от киношного руководства. В марте 1960 года Юрий Казаков писал своему учителю Константину Георгиевичу Паустовскому: "Очень долго возился я со сценарием, сделал раз, потребовали поправок, сделал второй... Режиссер у меня дипломник ВГИКа, ему обязательно нужна картина..."
Сценарий так и не утвердили. От дальнейших переделок Казаков отказался. Свой дипломный фильм "Трамвай в другие города" Юлий Файт снял только в 1962-м.
Сценарий "Маньки" пропал. Только недавно Юлий Андреевич обнаружил его в РГАЛИ.
Прочитав сценарий "Маньки", я вдруг увидел, что это не ...сценарий. Во всяком случае - не только сценарий. Юрий Павлович Казаков написал на сюжет "Маньки" новый рассказ!
Лишь диалоги взяты из прежней "Маньки", а в остальном - это заново им написанная проза. Причем проза еще более завораживающая, магнетическая, чем первоначальный рассказ.
Это тот очень редкий случай, когда киносценарий в художественном отношении превосходит свой первоисточник.
Сегодня в память о Юрии Павловиче Казакове и Юлии Андреевиче Файте мы впервые публикуем отрывок из сценария "Манька", их несостоявшейся совместной работы.
Литературный сценарий Ю.П. Казакова "Манька" по его одноименному рассказу. 1959 год
Берег моря. Идет по нему Манька. Волны накатываются ей под ноги. Какие-то разбитые ящики, бочковая клепка, остов разрушенного судна. Все занесено песком.
Остаются после Маньки частые легкие следы на песке, но идет прилив, и волны мало-помалу замывают, заравнивают эти следы. И угрюмая природа: скалы, скалы, валуны на берегу. Маячат вдали одинокие покосившиеся кресты, поморские часовни, заброшенные тони. Манька идет, обирает на ходу ягоды или ломает цветы, или можжевельник, или вереск. Все вперед идет она, неся с собой дыхание, зов большой жизни, неся письма, как милые крики друзей.
Длинный-длинный день наконец кончился, и вот пришла белая ночь. Но ее просто так называют - белая ночь, - на самом деле она розовая, золотистая ночь. И опять тоня Воронья - все то же, только темнее, неподвижнее скалы, только уснули птицы на камнях, уснули рыбаки в избе, только серебристее высочайшие, нежнейшие облака. Белая ночь...
Море спит. Море покрылось воспоминаниями - не туманом, нет! - не мраком, а духом: густым спокойным воздухом. Море не шелохнется, и волны не накатываются на берег, а простираются. Поднимется вода, с тихим шепотом надвинется на песок, побудет секунду в полном покое и отойдет. Это как вздох, улыбка сонного.
Время отлива. Камни высоко выступили над водой. А вода чиста и светла. Она светится изнутри. Наверное, солнце, стоящее за горизонтом, просвечивает насквозь выпуклую громаду моря. И вот оно светится, даже здесь у берега, у камней.
И плывет среди камней карбас.
Публикация Юлия Файта
Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru