Все больше операций с резервными валютами в Кыргызстане переводится в безналичную форму. Причиной тому, впрочем, послужила отнюдь не цифровизация финансовых процессов, как хотелось бы думать, а банальная нехватка банкнот долларов и евро.
Купюры на вывоз
Как отмечают местные эксперты, к нехватке иностранной наличности в Кыргызстане привела открытость местного валютного рынка. В связи с санкционным давлением на основного экономического партнера - Россию - он стал полем для спекулятивных операций. Отдельные физические лица и организации переводят в республику безналичную валюту, чтобы затем, обменяв ее на физические банкноты, вывезти за пределы страны.
В Национальном банке (НБ) КР утверждают, что об этих схемах регулятору известно.
- Мы не можем озвучить точные данные, но объем наличных долларов в коммерческих банках снизился примерно на 7-10 процентов, - заявила официальный представитель Нацбанка Аида Карабаева. - Спрос подогревается притоком безналичных долларов, которые обналичиваются и потом вывозятся.
НБ пытается удержать ситуацию под контролем и скупает безналичные доллары на внутреннем рынке. Одновременно таким образом он ослабляет давление на сом и сглаживает колебания обменного курса. Обратной стороной такого подхода остается то, что средства на интервенцию изымаются из международных резервов. С начала 2022 года Нацбанк направил на интервенцию сумму, оцениваемую в 131,59 миллиона долларов. Коренным образом, однако, проблему нехватки наличности это не решило.
"Национальный банк на постоянной основе проводит анализ ситуации на финансовом рынке страны, - заверяют в пресс-службе НБ КР. - В случае необходимости будут приняты меры в соответствии с законодательством".
В поисках поставщиков
Другой причиной нехватки наличной валюты называется нарушение цепочек поставок. Банкноты долларов и евро завозились в Кыргызстан преимущественно из России и Казахстана. В этот валютный канал были включены банки всех упомянутых стран. С изменением геополитической ситуации местным финансово-кредитным учреждениям пришлось задуматься о перестройке маршрутов. Насколько удачно, пока неясно. Но в том же Нацбанке призывают не драматизировать ситуацию.
- На сегодня банки ведут операции практически с теми же объемами иностранной валюты, что и раньше, - заверяет Аида Карабаева. - Банки уже заключают новые договоры, чтобы обеспечить поставки долларов для своих клиентов и рынка наличной иностранной валюты. Нужно просто подождать.
По ее словам, несмотря на то, что банки, возможно, не могут удовлетворить возросший спрос на наличность, критического недостатка в ней все же не наблюдается. С чем, впрочем, трудно согласиться полностью.Особенно в свете решения ряда крупных коммерческих финансово-кредитных учреждений. С первых чисел июля они пошли на неслыханный для местного рынка шаг. Банки установили дополнительную комиссию за обналичивание иностранной валюты с карт - в несколько процентов от суммы, которую решил снять клиент.
Трагедии в этом, конечно же, нет. Но есть определенные неудобства, с которыми сталкиваются как обычные граждане, привыкшие хранить средства в более стабильной валюте, так и бизнесмены.
Проценты и комиссии
- Много лет слышу о том, что бизнесу надо переводить сделки в национальную валюту, - сетует предприниматель Рустам Зарлыков. - Я не против. Было бы даже удобней и выгодней. Мне не приходилось бы терять деньги на обменных операциях, которые увеличивают издержки. Но что делать, если поставщики, у которых я приобретаю товары, требуют платить в долларах? И речь, поймите, идет о сделках не только с коллегами из Китая, но и с партнерами из ближнего зарубежья. Я часто вынужден покупать наличные доллары, которые обходятся теперь дороже, чем раньше. Это неизбежно сказывается на конечной стоимости моей продукции.
Официальная статистика подтверждает слова предпринимателя. Несмотря на то что доллар постепенно ослабляет позиции в торговле Кыргызстана с другими странами, он по-прежнему остается основным средством расчета в сделках, которые местные бизнесмены заключают с иностранными партнерами. По оценкам международных финансовых институтов, на долю американской валюты приходится не менее 60 процентов от объема всех экспортно-импортных операций. В последние несколько лет на второе место по популярности среди средств расчета вышел рубль, но в основном только в торговле с Россией. С Казахстаном, к примеру, чаще всего используется не национальные сом или тенге, а все тот же "американец".
С последствиями дефицита инвалюты столкнулись и граждане, не имеющие отношения к бизнесу. Кыргызстанцы в последние несколько недель жалуются на трудности в получении денежных переводов от родственников, работающих за рубежом. Много претензий выдвигается к частным банкам. Последние, как оказалось, либо резко подняли так называемую комиссию за услуги систем быстрых переводов - с 0,5 процента от суммы, которая пересылалась в КР, до пяти процентов, либо устанавливают другой курс при конвертации поступающей таким образом валюты. Это больно ударило по бюджету семей трудовых мигрантов.
- Почему мы должны оставлять в банке столько денег только за перевод? - возмущается бишкекчанка Шайыргуль. - Мой муж честно трудится в России, чтобы прокормить семью, которая осталась здесь. А теперь, получается, нам еще и банкиров нужно содержать? Не наелись?
Близким трудовых мигрантов удалось достучаться до парламентариев, которых проблема не оставила равнодушными. "Комбанки действительно подняли комиссионные на переводы из России в несколько раз", - озвучил претензии избирателей депутат Дастан Жумабеков. Он вместе с другими парламентариями потребовали от руководства Нацбанка разобраться. В НБ КР заявили, что провели несколько встреч с главами коммерческих финансово-кредитных структур.
- Мы предупредили, что в последующем будем принимать жесткие решения, - сообщил зампредседателя НБ Нурбек Жениш. Однако сбить спрос на наличную валюту, как и ставки в некоторых банках, увы, Нацбанку пока не удалось.
Данияр Амангельдиев, министр экономики и коммерции КР
- С Россией мы полностью перешли на расчеты в рублях. Ранее торговые операции Кыргызстана с РФ проводились в основном в двух валютах. За поставляемые ГСМ мы платили в долларах. За остальную продукцию - в российской валюте. Но из-за санкционного давления на РФ было принято решение изменить расчеты и полностью перейти на рубль. Тем более, что его курс начал укрепляться, а это оказало влияние на стоимость топлива.
Вместе с тем
С нехваткой наличной валюты республика впервые столкнулась еще в первом квартале текущего года. Ее причиной стала паника на внутреннем рынке из-за резких колебаний обменных курсов доллара, рубля и сома. Руководство республики было вынуждено выступить с призывом к населению не снимать наличность, а вкладывать средства в золото и иные ценности. Нацбанк тем временем нашел иной способ справиться со спекуляциями на валютном рынке. Регулятор провел разъяснительную работу среди банков и лишил лицензий несколько обменных бюро.
Чуть позже властям КР пришлось пойти и вовсе на беспрецедентные меры - введение временных ограничений на вывоз наличной валюты и изменение правил обслуживания клиентов в частных банках. В том числе - при использовании систем денежных переводов. Так, с 18 апреля выдача денежных переводов по международной системе на территории Кыргызстана производилась только в валюте страны-отправителя либо в сомах.
- "Указанные изменения носят временный характер и направлены на минимизацию неблагоприятных последствий оттока наличных долларов за пределы КР, - пояснили в Нацбанке. - Если денежный перевод отправляется из России, он должен быть выдан получателю только в рублях, из Казахстана - в тенге, из другой страны - в национальной валюте по курсу коммерческого банка".
Ситуацию удалось купировать. К сожалению, временно. Возросшим спросом на наличные в резервной валюте воспользовались криминальные круги. К концу весны в республике участились случаи обнаружения поддельных долларов. По данным кыргызских спецслужб, организованные преступные группировки наладили устойчивый международный канал сбыта фальшивок в столице и других крупных городах республики. Правоохранительным органам республики удалось пресечь несколько попыток сбыта крупных партий подделок.