В центре выставки, конечно, сам Петр I и его потомки, представители дома Романовых. Картину эпохи дополняют портреты дворян, которые активно участвовали в реформах XVIII - начала XIX века. Это и именитые аристократы, и выходцы из малоизвестных родов. Кто побогаче - позировал придворным живописцам сам или заказывал им портреты знаковых государственных деятелей. Иные довольствовались копиями, особенно графическими. В Российской империи работали выдающиеся граверы из Западной Европы (Вагнер, Гунст, Пикарт), а также их местные ученики и последователи. Благодаря развитию литографии тиражировать оттиски стало относительно дешево, и иметь у себя бумажные портреты Петра или его сподвижников могли многие дворянские семьи.
- Воронежское собрание петровской гравюры считается ценным. Большая часть экспонатов была передана из бывшего губернского краеведческого музея в 1933 году. А туда, в свою очередь, попала из воронежской публичной библиотеки. Некоторые графические листы ранее были собственностью местных помещиков. Что-то музейщики купили с рук, когда в антикварных лавках появились предметы из разоренных окрестных усадеб, - рассказал куратор выставки, старший научный сотрудник Музея имени И. Крамского Владислав Макаров. - Оригинальные доски, с которых делались гравюры, хранились при Академии художеств. И в XVIII веке можно было за 50 копеек или рубль заказать себе оттиск.
Самыми интересными из выставленных сейчас гравюр называют портреты Александра Меншикова (главный фаворит Петра I) и Ивана Головина (участник создания русского военного флота, учился на верфях в Амстердаме вместе с государем). Они напечатаны в первой половине XVIII века.
Лист с Головиным бракованный, что делает его уникальным и еще более значимым для специалистов. Большую часть занимает необычное обрамление - типовые детали корабля и экспликация к ним.
На выставке можно сравнить разные типы парадных изображений Петра Первого. Одни стремились к портретному сходству - к этой категории можно отнести полотно Алексея Антропова, которое когда-то хранилось в Третьяковской галерее. Картина была написана спустя четверть века после смерти императора на основе прижизненного изображения кисти Луи Каравака. Здесь царь - прежде всего сильная личность: жесткие черты лица, острый взгляд, на мундире офицера гвардейского пехотного полка - никаких знаков отличия. Другие портреты, напротив, подчеркнуто символические, с массой говорящих деталей: пушками, кораблями, литаврами, книгами, амурами с купидонами... На одной из гравюр Петр красуется об руку с богиней Минервой.
Справка "РГ"
Выставка "Императоры и соратники. К 350-летию Петра Великого" продлится до 28 августа 2022 года. Адрес музея имени И. Крамского: пр-т Революции, 18. Телефон для справок: (473) 255-38-67.