До этого предельный срок для выдачи предостережений составлял 10 дней. В ведомстве читают, что сокращение этого срока позволит оперативно пресекать риски нарушений, в том числе связанные с ценообразованием на социально значимых товарных рынках.
"Эта мера реагирования применяется за публичные заявления, которые могут повлечь за собой нарушение антимонопольного законодательства, например согласованные действия", - отметили в ФАС.
В ведомстве подчеркивают, что предостережения выдаются только в адрес должностных лиц, чьи высказывания могут оказать негативное влияние на рынок. "Другие участники рынка могут расценить такое заявление как руководство к действию, что может привести к росту цен для потребителей даже в случае, если для этого нет экономически обоснованных причин", - пояснили в антимонопольном ведомстве.
Юрист антимонопольной практики адвокатского бюро ЕПАМ Анастасия Яремчук отмечает, что публичные прогнозы могут влиять не только на действия бизнеса, но и на поведение потребителей, формируя ажиотажный спрос, который может привести к дефициту товаров и, как следствие, к росту цен.
По словам юриста, наиболее актуальным институт предостережений становится во время кризисов. В качестве примера Яремчук привела ситуацию во время пандемии. "Логистические цепочки были нарушены, производства отчасти приостановлены, было сложно точно спрогнозировать поставки товаров, их наличие, стоимость. В тех условиях любые публичные высказывания очень буквально воспринимались участниками рынка, а потому негативные последствия могли наступить крайне быстро", - пояснила эксперт.
Управляющий партнер ALUMNI Partners Николай Вознесенский обращает внимание, что институт предупреждений полезен и для самого бизнеса, поскольку позволяет защитить компании от нарушения закона о защите конкуренции и, соответственно, возбуждения в отношении них антимонопольного дела.
Руководитель отдела юридического сопровождения группы "Деловой профиль" Линара Хабирова обратила внимание на то, что сами по себе прогнозы участников рынка не запрещены законодательством, как и ценовая политика бизнеса на рынке. Эксперт полагает, что главной задачей ФАС должна стать борьба с соглашениями между хозяйствующими субъектами (так называемые картельные сговоры). "На рынок оказывают влияние не прогнозы (обоснованны они или нет), а противоправные действия его участников, приводящие к сговору с целью игры на повышении цен", - отметила Хабирова.
Председатель генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов (ААЭ), партнер BGP Litigation Ирина Акимова отмечает, что закон не предусматривает каких-либо правовых последствий в случае его неисполнения.
"Однако, как отмечает ФАС России, методы "мягкого права" действительно работают: в большинстве случаев это приносило положительный эффект - цены снижались или происходил отказ от необоснованного повышения цен", - заявила Акимова "РГ".