Строительство железной дороги Китай - КР - Узбекистан войдет в перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов для Евразийского экономического союза. Решение принято Советом ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия) на очередном заседании, прошедшем под председательством кыргызской стороны в белорусском городе Витебске. Официальный Бишкек на встрече представлял первый зампредседателя кабинета министров республики Адылбек Касымалиев.
Проект перечня приоритетных инфраструктурных проектов в сфере транспорта государств-членов ЕАЭС вынесут на утверждение глав правительств интеграционного объединения. Премьеры стран-участниц Союза соберутся в ближайшее время на заседании Евразийского межправительственного совета. Как уточняют в пресс-службе правительства КР, в список приоритетных также включен еще один важный для Кыргызстана проект, предусматривающий электрификацию железнодорожного участка Луговая - Балыкчи.
По данным официальных источников, одобрение со стороны партнеров по ЕАЭС позволит кыргызской стороне форсировать реализацию проекта, который она пыталась запустить с середины 1990-х годов. Именно столько времени, в частности, обсуждается возможность строительства транзитной ветки из Китая в Узбекистан через территорию КР. Кыргызская сторона предлагала рассмотреть несколько вариантов маршрута. В том числе - позволяющие сформировать так называемое внутреннее железнодорожное кольцо в КР. Однако позже от них отказались из-за высокой стоимости.
Как заявил заместитель министра транспорта и коммуникаций КР Алмаз Тургунбаев, важный международный проект вступил в фазу активной реализации. До конца года кыргызская сторона намерена завершить разработку технико-экономического обоснования транзитной железной дороги. "Проект позволит взаимной торговле в Евразии сделать большой скачок и имеет огромную важность непосредственно для Кыргызстана", - подчеркивает Алмаз Тургунбаев.
По словам начальника управления капитального строительства госпредприятия "Кыргыз темир жолу" (КТЖ) Улана Кулова, в основу ТЭО лягут материалы полевых исследований, проведенных местными специалистами еще в прошлом году.
- Обсуждаются технические вопросы - маршрут, ширина колеи, размещение перегрузочной станции, - напомнил он. - На постсоветском пространстве ширина колеи составляет 1520 мм. В Китае используется колея шириной 1435 мм. Поэтому необходимо построить не только дорогу, но и перегрузочный пункт. Обычно их размещают на границах. Где будет построен он у нас, пока неясно. Решение вопроса усложняет то, что железная дорога через Кыргызстан пройдет по высокогорью.
В кабинете министров планируют дать старт строительству в ближайшие несколько месяцев.
Кстати
Транзитную ветку, как предполагается, проложат по комбинированному варианту маршрута, отличному от тех, что предлагался кыргызской стороной ранее. Она соединит Кашгар (КНР) с Джалал-Абадом (Кыргызстан), который, в свою очередь, уже несколько десятков лет связан железнодорожными путями с соседним Узбекистаном. Дорога пройдет через перевал Торугарт, долину Арпа и местность Макмал в Нарынской и Джалал-Абадской областях. Рельеф, по которому пройдет дорога, сложный. Строителям предстоит пробивать много туннелей и строить мосты. По оценкам КТЖ, объем перевозимых грузов составит 7-13 миллионов тонн в год.