Такие бассейны как уникальный исследовательский комплекс были созданы в ААНИИ еще в 1955 году. В 1990-м провели их реконструкцию. Теперь, спустя 30 лет, потребовалось техническое обновление. На эти цели выделен грант Министерства науки и высшего образования РФ - около 34 миллионов рублей.
Зачем нужны такие бассейны? Здесь проводят модельные испытания, чтобы определить параметры, от которых будут зависеть не только надежность и возможности корабля, но и его стоимость. Первым делом проверяют, конечно, сможет ли проектируемое судно выдержать суровые условия Арктики, в том числе давление на корпус льда различной толщины.
Как рассказали "РГ", такие тесты здесь проводили и при создании первого в мире атомного ледокола "Ленин", то есть 65-70 лет назад, и совсем недавно - для первой в своем роде ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс", которая должна выйти в первый рейс в нынешнем сентябре.
Сейчас комплекс состоит из двух бассейнов. Больший из них имеет длину 30 метров, ширину - пять и глубину - 1,8. Температура воздуха - минус 18 градусов. В бассейне можно варьировать соленость воды и моделировать характеристики намораживаемого льда. В малом бассейне глубиной 2,5 метра изучается механика деформационных процессов.
В обновленном комплексе температуру опустят уже до минус 30 градусов. То есть испытания еще больше приблизят к реальным условиям. Будут улучшены и другие параметры, что даст возможность проведения более точных и многосторонних экспериментов.
По словам старшего научного сотрудника ААНИИ Алексея Чернова, к концу года модернизацию планируют завершить и приступить к научным экспериментам.