Теперь из Москвы и других городов можно долететь в Сочи на самолете, а затем доехать на поезде до Краснодара, Туапсе, Анапы и других населенных пунктов по единому билету с удобной стыковкой. Для этого маршрут поезда "Ласточка" № 830/829 продлили до станции "Аэропорт Сочи". Поезд ходит ежедневно. Из "Аэропорта Сочи" отправляется в 12.48 и прибывает в Анапу в 21.28, а в обратном направлении выходит в 5.30 и пребывает в 13.39. Состав останавливается в Адлере, Хосте, Сочи, Лоо, Лазаревском, Туапсе, Краснодаре и на других станциях.
"В составе пять вагонов и 405 мест, но из-за увеличения пассажиропотока в Адлере мы прицепляем еще столько же вагонов, и количество мест увеличивается почти в два раза", - рассказал начальник поезда Роман Чеботов.
Говорят об экономии времени. Полет из Москвы до Сочи сейчас занимает четыре часа, до Анапы ехать примерно восемь часов. Если ехать на прямом поезде от Москвы до курорта, дорога занимает более суток.
А вот финансовая выгода - вопрос открытый. Ценообразование динамическое, то есть зависит от сезона и спроса. Стандартный билет на рейс авиакомпании "Аэрофлот", которая участвует в проекте, стоит примерно 10 тыс. рублей в одну сторону за пассажира. К этому нужно добавить стоимость проезда на поезде, которая варьируется от тысячи до 1,5 тыс. рублей за человека.
Но спрос есть. На август продано 30 тыс. билетов на поезда, из которых более 17 тысяч от "Аэропорта Сочи", сообщили в Федеральной пассажирской компании (ФПК).
Железные дороги на фоне высокого спроса работают с максимальной загрузкой. По сравнению с прошлым годом пассажиропоток вырос на 30% и даже превысил спрос допандемийного 2019 года. В этом году за лето ФПК планирует перевезти около 41 млн пассажиров. Для этого используется максимальное количество ресурсов компании - около 14,5 тыс. вагонов, добавлены более тысячи поездов и более 11 млн мест на южные курорты страны.
Автобус на юг - довольно неожиданное решение, ведь обычно туда летят на самолете или едут на поезде. Но в этом сезоне автобусы должны отчасти компенсировать отсутствие авиарейсов и немного разгрузить железную дорогу.
Из Санкт-Петербурга автобусы в Геленджик будут отправляться по пятницам в 23.00 с автовокзала на набережной Обводного канала. На курорте автобус станут встречать в 13.00 воскресенья. То есть время в пути составит 38 часов, или примерно сутки с половиной. Долго, зато будет возможность налюбоваться на красоты родной страны, южная часть трассы проходит по живописной горной долине, отмечают на петербургском предприятии "Пассажиравтотранс".
Обратно в город на Неве автобусы будут выезжать по понедельникам в 16.00. Помимо отдохнувших петербуржцев новым маршрутом смогут воспользоваться и жители Геленджика, решившие побывать в Северной столице.
Петербуржцы, опрошенные корреспондентом "РГ", восприняли новый способ добраться до Геленджика по-разному. Одни говорят, что два ночных переезда - это слишком: в отличие от поезда, в автобусе сложно выспаться. Другие отвечают, что при отсутствии самолетов, билетов на поезд и своей машины автобус станет единственным и не самым плохим вариантом. Цена взрослого билета - 6,5 тыс. рублей, что дороже проезда в плацкартном вагоне, но дешевле купе. Детский автобусный билет обойдется в 3,3 тыс. рублей.
На автотранспорт вообще возлагают большие надежды. Поездки на автомобиле позволяют быть свободнее в выборе маршрута путешествия, не зависеть от билетов на самолеты и поезда. А еще такие автопутешествия дешевле, говорят в Ростуризме.
К тому же в последнее время растет интерес к коротким поездкам. "Мы видим, что количество длинных отпусков сокращается, растет интерес к коротким поездкам и путешествиям", - отметила заместитель руководителя Ростуризма Елена Лысенкова на площадке российского туристического форума "Путешествуй!". И ведомство поддерживает этот тренд, так как он дает возможность развивать новые турмаршруты вокруг городских агломераций, перераспределять турпотоки, поддерживать экономику регионов за счет туризма.
Но есть также запрос на новое качество отдыха, в частности, на новые средства размещения, говорит Лысенкова. В стране работает около 16 тысяч отелей, часть из которых требуют модернизации. Нужно создавать и новый номерной фонд. Для решения этой задачи предполагается применять современные модульные быстровозводимые технологии, которые позволяют создавать отели на заводе, а затем быстро устанавливать их на новом месте.
Однако уповать на автотуризм как на привлекательный современный и комфортный вид путешествий не стоит, заметила директор Центра развития региональной экономики и городской среды Агентства стратегических инициатив Ольга Захарова. Люди пускаются на автомобилях в короткие и дальние путешествия не только ради интереса, а зачастую просто потому, что стараются так сэкономить, отметила она. Чтобы сделать автопутешествия настоящим трендом, нужно серьезно развивать придорожную инфраструктуру и создавать современные комфортные мотели.
Снизить стоимость автопутешествий можно за счет компенсации автомобилистам части затрат на проезд по платным дорогам, считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Николай Валуев. "Все прекрасно знают, что такое туристический кешбэк. Но нужно говорить и о том, что автомототуристам может возвращаться свой кешбэк, когда они въезжают на платные трассы", - сказал он. Депутат пояснил, что речь идет о возмещении половины суммы, уплаченной за проезд по платным трассам, так как такие траты также удорожают само путешествие.
До конца этого курортного сезона "Мосгортранс" запустит регулярные автобусные рейсы в Ялту, рассказал "РГ" гендиректор предприятия Николай Асаул. Такое решение приняли в связи с ажиотажным спросом на черноморское направление: многие аэропорты юга закрыты, а желание отдохнуть никуда не делось.
"Мосгортранс" уже готов поехать в Ялту: есть экипажи водителей, по два, а то и по три человека в каждом рейсе. Это необходимо, чтобы не делать долгих остановок и в течение суток довезти москвичей на курорт. Есть и современные вокзалы: у метро "Щелковская", "Саларьево", "Красногвардейская". В парке - самые современные автобусы Setra, одни из лучших в своем классе. Осталось только согласовать маршрут и прочие формальности с рядом контролирующих органов.
Тем временем рейсы в Геленджик, которые московский перевозчик запустил с 23 июля, бьют рекорды популярности. В первые же дни продаж было реализовано около 80% билетов. И это при то, что взрослый билет стоит 5,5 тыс. руб. Бывало, в Геленджик и летали дешевле! "Цену делаем экономически обоснованную, у нас нет задачи навариться, - ответил "РГ" Николай Асаул. - Тариф складывается из затрат на обслуживание автобусов, топливо, зарплату водителей". Все 44 кресла в автобусах регулируются, есть кондиционер, индивидуальное освещение, добавил он. Рейсы Москва - Геленджик отправляются от автовокзала "Саларьево" по субботам, обратно - по воскресеньям. Но спрос оказался таким большим, что транспортники запустили дополнительные рейсы. Один из них отправился в город-курорт 4 августа, второй пойдет 12 августа.
Подготовил Сергей Буланов