На открытие новой для кино эры собрались иконы мировых экранов от Греты Гарбо до Кларка Гейбла, от Нормы Ширер до Джеймса Кэгни, от Джона Бэрримора до Джоан Кроуфорд и Витторио Де Сика... Россия представила фильмы "Земля" Александра Довженко и "Путевка в жизнь" Николая Экка, который по итогам зрительского голосования и был признан лучшим режиссером. Лучшим фильмом публика выбрала "Нашу свободу" - музыкальную комедию Рене Клера. Официального конкурса еще не было. Молодой кинокритик Микеланджело Антониони, один из будущих столпов "нового итальянского кино", назвал 1932 год вехой: это было начало мирового фестивального движения.
Мостра - элемент Венецианской биеннале. Ее первым президентом стал граф Джузеппе Вольпи ди Мисурата, и в память о нем приз за актерские работы назвали "Кубком Вольпи". Этот кубок завоевывали такие звезды, как Кэтрин Хэпберн, Бетт Дэвис, Анна Маньяни, Ширли Маклейн, Жан Габен, Марчелло Мастроянни, Алек Гиннесс, Анни Жирардо, а из наших актеров - Наталья Аринбасарова, Олег Борисов, Михаил Ульянов, Ксения Раппопорт.
Второй фест прошел в 1934-м. Москва послала в Венецию большую делегацию, которую украшала наша главная звезда Любовь Орлова, и обширную программу фильмов: "Пышка" Ромма, "Новый Гулливер" Птушко, "Иван" Довженко, "Петербургская ночь" Рошаля; наибольший интерес вызвала "джаз-комедия" Александрова "Веселые ребята". Французский журнал "Агентство кинематографии" писал: "Русские сумели превратить свое участие в массированную пропаганду за свою страну. На вечере, посвященном русским картинам, показали "Петербургскую ночь" и "Челюскина" - документальный фильм большой исторической ценности... Вечер завершился "Веселыми ребятами" - звуковой комедией, которую можно считать лучшим фильмом года. Блестящим завершением Мостры стало присуждение советской кинематографии "Золотого кубка".
Мостру с Россией сближает многое. Даже то, что и Венецианский и Московский фестиваль были рождены амбициями тиранов, считавших кино орудием пропаганды. Мостру придумал Муссолини, а затем Сталин решил утереть ему нос Московским фестивалем, который прошел в 1935 году в кинотеатре "Ударник" с жюри под председательством Сергея Эйзенштейна. И в дальнейшем наши режиссеры побеждали в Венеции чаще, чем в других конкурсах: обладателями "Золотого льва" становились Андрей Тарковский ("Иваново детство"), Никита Михалков ("Урга"), Андрей Звягинцев ("Возвращение"), Александр Сокуров ("Фауст"), спецпризами жюри награждались Александр Алов и Владимир Наумов ("Мир входящему"), Игорь Таланкин ("Вступление"), Григорий Козинцев ("Гамлет"), Отар Иоселиани ("Фавориты Луны"), Андрей Кончаловский ("Дом дураков"), призы за режиссуру получали Александр Птушко ("Садко"), Самсон Самсонов ("Попрыгунья"), Бахтиер Худойназаров ("Кош ба кош"), Алексей Герман-мл. ("Бумажный солдат"); водопад призов обрушился на Алексея Федорченко за фильмы "Первые на Луне" и "Овсянки".
Интересно, что Венеция дала первый импульс Каннскому фестивалю. Когда муссолиниевская Италия стала присуждать награды по принципу лояльности к фашизму, и главный приз достался фильму Лени Рифеншталь "Олимпия", воспевшему гитлеровский культ силы, - в знак протеста делегации США, Франции и Англии покинули Мостру. Тогда, в пику Муссолини, французы и основали свой международный киносмотр.
В какой-то мере принципиальным оказался выбор фильма для первого в мире фестивального сеанса: психоаналитический ужастик Рубена Мамуляна "Доктор Джекилл и мистер Хайд" прекрасно сочетал интригующий сюжет с серьезными подтекстами и адресовался к любой аудитории: каждая считывала свои смысловые глубины. В дальнейшем фестивали стали более снобистскими, поделив кино на "белую" и "черную" кость, что и ввергло их в нынешний кризис: они стали тусовкой "для избранных".
Символ Мостры - крылатые львы. Крылья - неотъемлемое преимущество здешних кошачьих, и если все львы у кинодворца ими взмахнут одновременно, Мостра поднимется в небеса и уж точно заткнет за пояс своего главного конкурента во французском Канне.
Первые годы по разным причинам, включая войну, фестиваль выходил с перерывами, и Мостра, стартующая 31 августа фильмом Ноа Баумбаха "Белый шум", - 79-я. Она собирается вернуть себе звездный статус, сильно поблекший из-за пандемии: в борьбу за "Золотого льва" вступят такие мастера, как Даррен Аронофски, Джафар Панахи, Эндрю Доминик, Лука Гуаданьино, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Джанни Амелио, Джоанна Хогг, а по красной дорожке дворца пройдут Пенелопа Крус, Кейт Бланшетт, Тимоти Шаламе, Лора Дерн, Хью Джекман, Кристоф Вальц, Сигурни Уивер. Обычно демонстрирующая свою приязнь к российскому кино, на этот раз Венеция, по примеру Канн, сразу после событий 24 февраля заявила, что не примет официальные делегации, прессу и фильмы из России. В параллельных программах, правда, есть картины, снятые нашими ближайшими соседями в сотрудничестве с Россией: фильм казахского режиссера Адильхана Ержанова "Голиаф" и в афише реставрированных лент - "Братан" Бахтиера Худойназарова 1991 года.
Будем надеяться, что "отмена русской культуры" на Мостре носит характер краткосрочного недоразумения, и фильмы многонационального российского кинематографа снова будут в Венеции желанными участниками и гостями.