В сибирских регионах для развития туризма реконструируют транспортную инфраструктуру

В сибирских регионах, как и во многих других субъектах федерации, отмечен рост внутреннего турпотока. По данным Ассоциации туроператоров России, в первом полугодии Республику Алтай посетило на двадцать процентов больше туристов, чем в январе-июне 2021-го. По итогам года туроператоры прогнозируют двукратный рост - до четырех миллионов человек.
РИА Новости

Полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев, выступая на заседании рабочей группы комиссии Госсовета РФ по направлению "Транспорт", сообщил, что в СФО разработано около шестидесяти туристических маршрутов, информация о них представлена на сайте "Посети Сибирь" межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение".

- Мы видим растущий интерес к внутреннему туризму, в том числе в регионах Сибири. Важно совместными усилиями определить стратегические приоритеты в этой сфере, выстроить прогноз инфраструктурного развития территорий, в том числе с учетом реализации инвестпроектов, распределения туристических потоков, - убежден полпред.

По его мнению, для повышения транспортной доступности сибирских регионов нужно вовлекать все виды транспорта, открывать новые маршруты - железнодорожные, воздушные и автодорожные.

По мнению исполнительного директора отраслевого агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, значительную роль в развитии туристического потенциала Сибири может сыграть региональная и малая авиация. Ведь порой до природных красот можно добраться только с помощью воздушного транс-порта.

Как сообщил заместитель министра транспорта России Игорь Чалик, в Сибирском федеральном округе четыре крупнейших аэропорта - в Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Омске - в первом полугодии продемонстрировали рост пассажиропотока в среднем на тринадцать процентов к 2021-му.

Так, общий объем пассажирских перевозок крупнейшего за Уралом новосибирского аэропорта Толмачево в прошлом году составил 6,7 миллиона человек, достигнув показателей докризисного 2019-го. В июне 2022-го пассажиропоток новосибирского аэропорта превысил 727 тысяч пассажиров, что на 8,6 процента больше показателя июня 2021 года. На внутрироссийских рейсах обслужено на 6,6 процента больше, чем в июне прошлого года.

В пресс-службе аэропорта Толмачево отметили, что в числе самых динамичных направлений нынешнего лета есть и сибирские города - Новокузнецк (рост на 335 процентов), Улан-Удэ (на 149,2 процента), Братск (на 100,2 процента), Томск (на 97,5 процента).

Как отметил губернатор Новосибирской области Андрей Травников, в развитии Толмачево как авиахаба акцент был сделан не только на дальние направления, но и на внутренние и региональные. Например, сегодня из Новосибирска можно долететь до Омска, Кемерова, Новокузнецка, Горно-Алтайска, Томска.

Министр туризма и молодежной политики Кемеровской области Антон Пятовский напомнил, что горнолыжный комплекс Шерегеш известен далеко за пределами Кузбасса и формирует до семидесяти процентов турпотока в область (или два миллиона посещений в год).

- Что касается авиасообщения, то в двух крупных городах области - Кемерове и Новокузнецке - есть международные аэропорты. Также есть небольшой аэропорт в Таштаголе, который больше используется как вертолетная площадка, хотя собственник рассматривает его под узкий сегмент, связанный с Шерегешем, - добавил Антон Пятовский.

Благодаря реконструкции кемеровского аэропорта, в которую вложено три миллиарда рублей, появился современный терминал и до 460 пассажиров в час увеличилась пропускная способность. В Новокузнецке к январю 2023 года планируют открыть новый аэровокзальный комплекс, что позволит повысить пропускную способность с 270 до 540 пассажиров в час. Это особенно актуально в преддверии проведения международных соревнований "Дети Азии". Кроме того, холдинг "Новапорт" совместно с правительством Кузбасса планирует строительство полноценного аэропорта в семи километрах от поселка Шерегеш.

- Для загрузки нашего комплекса это очень важно, тем более что есть планы по развитию летних программ в Шерегеше, - подчеркнул министр. - Транс-портная доступность привлекает инвесторов, новых игроков, в том числе федеральные отельные сети.

До 2036 года в Шерегеш предполагается привлечь порядка 150 миллиардов рублей инвестиций, что позволит создать около пяти тысяч рабочих мест.

В свою очередь директор юридической группы "Прометей Лекс" Константин Малышев обратил внимание на не лучшее состояние наземной инфраструктуры для малой авиации.

- Чтобы комфортно перемещаться на небольшом самолете, необходимо через два-три часа делать посадки, чтобы заправить воздушное судно, отдохнуть, перекусить. Для этого необходима сеть посадочных площадок, расположенных на расстоянии 200-500 километров. В настоящее время на территории Западной Сибири их практически нет, а если есть, то они сосредоточены у крупных городов, и там есть определенные проблемы. На севере и юге Сибири аэродромов нет вообще. То есть территория закрыта для легкой авиации, хотя мы говорим, что без нее в Сибири жить нельзя, - пояснил Константин Малышев.

Например, в Новосибирске есть три площадки, но у всех туманные перспективы - городской аэропорт подлежит ликвидации, ОбьГЭС находится в черте города, рядом с жилой застройкой, а Мочище, возможно, также будет ликвидирована в связи со строительством Восточного обхода.

По мнению Олега Кобзева, руководителя Новосибирского регионального отделения АОПА-Россия (межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов), аэродромы вблизи городов необходимы для развития туристического потенциала территорий. Прежде всего это удобно с точки зрения доступности. Так, до городского аэропорта в Новосибирске можно было доехать из центра за пятнадцать минут на троллейбусе. Сейчас говорить о возрождении городского аэропорта уже нет смысла: жилая застройка слишком плотно подступает к площадке.

- Мочище - единственная "авиазаправка" для легких воздушных судов на транспортном коридоре "Омск - Красноярск", это сертифицированное предприятие, учебный аэродром и аэродром с грунтовой взлетно-посадочной полосой, место проведения красочных авиашоу, на которые съезжаются тысячи людей, в том числе из соседних регионов, - отметил эксперт. - Зачем уничтожать востребованный аэродром?

Участники заседания предлагают вернуться к вопросу иного варианта размещения автомобильного обхода, чтобы сохранить Мочище.

По словам председателя исполнительного комитета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" Геннадия Гусельникова, все предложения будут доведены до глав регионов Сибири и профильных федеральных органов. .

Между тем

В завершающую стадию вступила первая очередь строительства аэровокзального комплекса площадью 56 тысяч квадратных метров в аэропорту Толмачево. Второй этап планируется реализовать к 2025 году. На проектирование и строительство терминального комплекса направят более 20 миллиардов рублей частных инвестиций. Предполагается, что общая площадь аэровокзала превысит 100 тысяч квадратных метров.