Как обезопасить швартовку речных трамвайчиков в Петербурге

Спуски к воде на набережных Северной столицы, у которых швартуются речные трамвайчики, могут повысить в статусе и объявить гидротехническими сооружениями. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд уже признал таковыми десять спусков в историческом центре города. До сих пор эти объекты считались частью набережных - берегозащитных сооружений. В чем разница? Требования к гидротехническим сооружениям гораздо выше. Они должны пройти обследование, получить технический паспорт и соответствующее оборудование, а все это непросто и недешево.

Собственно, с предъявления требований все и началось. Северо-Западное управление государственного морского и речного надзора установило, что у десяти спусков к воде на Дворцовой, Английской, Петроградской, Синопской и других набережных в исторической части города нет паспортов гидротехнических сооружений. Эти объекты находятся в оперативном управлении Санкт-Петербургского государственного учреждения "Агентство внешнего транспорта". Надзорный орган предписал ему устранить нарушения Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, то есть разработать паспорта для причалов.

Агентство с таким требованием не согласилось и обжаловало его в Арбитражном суде. Суд первой инстанции признал предписание недействительным. Он посчитал, что спуски к воде на набережных не относятся к гидротехническим сооружениям, поэтому требования Технического регламента на них не распространяются.

Но управление Госморречнадзора оспорило это решение, и апелляционный суд встал на его сторону. В своем решении он указал, что спуск имеет устройства для безопасного подхода судов и предназначен для их стоянки, у таких объектов швартуются пассажирские и маломерные суда, идет посадка и высадка пассажиров. Следовательно, он должен иметь паспорт и эксплуатирующая организация обязана соблюдать все требования регламента.

Как рассказал корреспонденту "РГ" президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимир Родионов, еще в 2008 году он поднимал вопрос о "паспортизации" спусков в профильных городских ведомствах. Чиновники тогда ответили, что набережные строились как единые объекты кадастрового учета, поэтому выделить из них спуски технически очень сложно, а кроме того, подобная работа потребует больших бюджетных затрат.

- Между тем наличие паспортов гидротехнических сооружений давало бы судовладельцам уверенность в безопасности причалов, - считает глава ассоциации. - Судоходные компании отвечают за безопасность пассажиров при посадке и высадке, нахождении на судне и на причале. Но порой они просто не знают, в каком состоянии находится этот причал. На канале Грибоедова у спусков периодически обваливаются плиты, их ремонтируют, укладывают мешки с песком, чтобы предотвратить дальнейший размыв. Подобные проблемы имели место на Зимней канавке, других набережных. Оформление паспортов могло бы значительно улучшить ситуацию.

Наличие паспортов даст судовладельцам уверенность в том, что причал находится в нормативном состоянии

Однако судовладельцы опасаются, что их разработку возложат в качестве обременения на арендаторов причалов. При этом они получают спуски всего на три-пять лет, так как долгосрочная аренда невозможна по закону. Выходит, что кому-то придется платить "за всех" или после каждого аукциона победитель будет разрабатывать новый паспорт.

Тем временем

Говорить о серьезном изменении ситуации пока рано, полагают эксперты. Во-первых, решение апелляционного суда еще может быть оспорено. Во-вторых, в нем речь идет лишь о малой части спусков к рекам и каналам. Всего их в городе свыше 250, и львиная доля таких объектов находится в оперативном управлении СПб ГБУ "Мостотрест", которое никаких предписаний пока не получало.