Собственно, с предъявления требований все и началось. Северо-Западное управление государственного морского и речного надзора установило, что у десяти спусков к воде на Дворцовой, Английской, Петроградской, Синопской и других набережных в исторической части города нет паспортов гидротехнических сооружений. Эти объекты находятся в оперативном управлении Санкт-Петербургского государственного учреждения "Агентство внешнего транспорта". Надзорный орган предписал ему устранить нарушения Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, то есть разработать паспорта для причалов.
Агентство с таким требованием не согласилось и обжаловало его в Арбитражном суде. Суд первой инстанции признал предписание недействительным. Он посчитал, что спуски к воде на набережных не относятся к гидротехническим сооружениям, поэтому требования Технического регламента на них не распространяются.
Но управление Госморречнадзора оспорило это решение, и апелляционный суд встал на его сторону. В своем решении он указал, что спуск имеет устройства для безопасного подхода судов и предназначен для их стоянки, у таких объектов швартуются пассажирские и маломерные суда, идет посадка и высадка пассажиров. Следовательно, он должен иметь паспорт и эксплуатирующая организация обязана соблюдать все требования регламента.
Как рассказал корреспонденту "РГ" президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимир Родионов, еще в 2008 году он поднимал вопрос о "паспортизации" спусков в профильных городских ведомствах. Чиновники тогда ответили, что набережные строились как единые объекты кадастрового учета, поэтому выделить из них спуски технически очень сложно, а кроме того, подобная работа потребует больших бюджетных затрат.
- Между тем наличие паспортов гидротехнических сооружений давало бы судовладельцам уверенность в безопасности причалов, - считает глава ассоциации. - Судоходные компании отвечают за безопасность пассажиров при посадке и высадке, нахождении на судне и на причале. Но порой они просто не знают, в каком состоянии находится этот причал. На канале Грибоедова у спусков периодически обваливаются плиты, их ремонтируют, укладывают мешки с песком, чтобы предотвратить дальнейший размыв. Подобные проблемы имели место на Зимней канавке, других набережных. Оформление паспортов могло бы значительно улучшить ситуацию.
Однако судовладельцы опасаются, что их разработку возложат в качестве обременения на арендаторов причалов. При этом они получают спуски всего на три-пять лет, так как долгосрочная аренда невозможна по закону. Выходит, что кому-то придется платить "за всех" или после каждого аукциона победитель будет разрабатывать новый паспорт.
Говорить о серьезном изменении ситуации пока рано, полагают эксперты. Во-первых, решение апелляционного суда еще может быть оспорено. Во-вторых, в нем речь идет лишь о малой части спусков к рекам и каналам. Всего их в городе свыше 250, и львиная доля таких объектов находится в оперативном управлении СПб ГБУ "Мостотрест", которое никаких предписаний пока не получало.