Мотивация у новичков совершенно разная, для некоторых оформление статуса ИП становится чуть ли не единственным выходом из тупика. Например, 30-летние тюменцы Ольга и Денис Майоровы задумались о своем деле год назад, когда их сферы деятельности - общепит и строительство загородной недвижимости - серьезно просели из-за пандемии.
- Встал выбор: искать новую работу или сделать что-то свое? На тот момент у нас был небольшой земельный участок. Продали часть имущества, взяли кредиты и начали развивать территорию: проложили коммуникации, чтобы обустроить место для отдыха и поставить бабл-дом (бескаркасная конструкция из прозрачной пленки в виде полусферы. - Прим. ред.). В этом году построили и каркасный дом, - рассказывает Ольга.
Ее ровесник Егор Ефимов из Ялуторовска считает, что молодым можно назвать любого начинающего предпринимателя. Сам он запускает бизнесы в родном городе с 23 лет, от кинотеатра до ивент-агентства. В частности, команда Егора превратила заброшенный пионерлагерь в экопарк, а также возвела гостевой дом на воде - на озере Сунгуль - при поддержке областного инвестиционного агентства и партнеров.
Встречаются и коммерсанты, которые бегут от чрезмерной стабильности на рабочем месте. К примеру, 25- летний индивидуальный предприниматель Роман Гайнутдинов из города Сысерти Свердловской области несколько лет работал в общепите на разных должностях, дорос даже до шеф-повара ресторана, но тоже ушел в "свободное плавание".
- Помню, как уехал в Екатеринбург, крутил там суши с роллами целыми днями. Затем устроился в другое место, где учился готовить в разных цехах, когда подменял коллег, но и там не было карьерного роста. Люди сидят на своих должностях много лет. Даже чтобы стать шеф-поваром, не обязательно уметь создавать блюда, - объясняет причины Роман.
Его продукцию пока можно попробовать, только заказав доставку, однако планы у бизнесмена амбициозные. В конце лета он хочет открыть бургерную в Сысерти, так как формат "уличной еды" в городе слабо развит, а в будущем - бистро с полноценным меню. Его цель - найти такую бизнес-модель, при которой любой человек сможет научиться готовить блюда без специального образования и двигаться по карьерной лестнице.
Из числа тех, кто в этом году обращался в Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства, чтобы зарегистрировать компании, люди от 18 до 30 лет составили 22 процента. Большинство создало предприятия в сфере торговли, ремонта автотранспорта, сельского хозяйства, в гостиничном сервисе и общепите или организовали обрабатывающее производство.
Помимо бывших "синих" и "белых воротничков", которые ищут в предпринимательстве возможность для реализации своих идей и некую опору, рынок занимают совсем юные ребята. К примеру, челябинский школьник Дмитрий Гомов прошлой осенью основал мебельное ателье. Юноша обучался работе с деревом с пяти лет, навык передали дедушка с отцом, изделия мастерил по видео-урокам.
- Сначала подрабатывал, чтобы накопить на материалы. Затем делал дома журнальные столики, шкафы, стеллажи и продвигал через интернет-сервисы - их быстро разбирали. Однажды в течение месяца у меня купили три кухни. Теперь изготавливаю под заказ и отправляю доставкой в города Урала, - поясняет Дмитрий, работающий в статусе самозанятого.
После окончания 11 класса в следующем году юный мебельщик собирается поступать в вуз и оформить ИП. По его мнению, для трудоустройства все-таки лучше иметь высшее образование, хотя работа на "дядю" в его планы не входит. Потрудившись в мебельном цехе до запуска своего ателье, Дмитрий понял: регламентированный график - не для него: мало свободы. Совсем другое - нанимать сотрудников и самостоятельно руководить процессом.